КапиталДетали

В 2021 году россияне потратили на одежду в 2,5–3 раза больше, чем в прошлом

При этом увеличение расходов на одежду связано не с ростом цен, а с повышенным спросом самих потребителей. 

Аналитики считают, что это говорит о пессимистичном потребительском буме, когда сбережений у людей становится все меньше, но при этом желание покупать продолжает расти.

Что произошло:
по данным Росстата, в 2020 году, во время первой волны пандемии, россияне экономили почти на всем, а в начале 2021-го потратили значительную часть накопленных денег на одежду. 

Детали:
вместе с тем жители России в 2021-м сократили траты на транспорт, газ, электричество, здравоохранение, но при этом увеличили долги за ЖКХ. 

Почему это важно:
речь идет об увеличении расходов на обувь и одежду именно за счет роста потребления, а не из-за внезапного роста цен на сами товары, так как инфляция в этом секторе была незначительная. 

Тенденция:
в США ритейлеры также сообщили о резком росте спроса на одежду и обувь в начале года. 

За чем следить:
согласно прогнозам на осень-зиму, одежда может подорожать в среднем на 10–15%.

Что произошло 

На протяжении 2020 года россияне экономили почти на всем, в том числе на еде, однако в первом квартале 2021-го жители страны потратили значительную часть накопленных денег на одежду (расходы выросли в 2,5–3 раза). Об этом сообщает «Коммерсант»‎ со ссылкой на данные Росстата. 

Детали 

В отчете ведомства данные о тратах россиян систематизированы по таким показателям: расходы городских и сельских семей, семей с детьми и без них, а также по 10 доходным группам (самая первая группа считается наиболее низкодоходной).

  • В первой-четвертой доходных группах доля трат на еду сократилась с 51,2% до 47,5%. 
  • При этом малообеспеченные россияне в начале 2021 года почти перестали покупать алкоголь и табак (впрочем, потребление этих товаров сократилось во всех доходных группах). Также уменьшились траты на транспорт, газ, электричество, здравоохранение, но выросли долги за ЖКХ. Вместе с тем увеличились расходы на образование. 
  • Несмотря на то что количество россиян, берущих ипотеку, выросло, расходы на мебель и бытовую технику увеличились только в восьмой доходной группе. 
  • Наибольшее изменение показала статья расходов именно на обувь и одежду. Если в начале 2020 года россияне тратили на нее 6–7% своих доходов, то после пандемии — 11–16%. При этом в первой доходной группе показатель увеличился с 5,8% до 15,9%, а в последней — с 4,8% до 11,3%.

Почему это важно

Как пишет «Коммерсант»,‎ на протяжении 2020-го россияне экономили на всем — от электричества до еды, а в 2021 году они начали тратить сбережения на то, чтобы выглядеть лучше. По данным экспертов Высшей школы экономики, у людей из-за пандемии накопилось больше денег, чем обычно. 

  • При этом увеличение трат на обувь и одежду не связано с ростом цен на эти товары, поскольку инфляция здесь увеличилась не так сильно. 
  • По данным аналитики Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования, такие показатели говорят о пессимистичном потребительском буме, который заключается в увеличении трат, притом что в целом сбережений у людей становится меньше. 
  • Как отмечают интернет-ритейлеры, в прошлом году, во время удаленки, потребность в приобретении новой одежды снизилась, а в 2021-м люди постепенно стали выходить в офисы, поэтому начали вновь покупать одежду и обувь (в первом квартале 2021 года их продажи выросли на 20–40%). 

Тенденция 

  • После первой волны пандемии коронавируса весной 2020 года выход людей из локдауна также сопровождался ростом расходов на одежду. В США, по данным Statista, в сентябре 2020 года 31% опрошенных сообщил о росте трат на одежду. Для сравнения: в марте-апреле только 14% респондентов положительно ответили на аналогичный вопрос. 
  • Американские ритейлеры подтвердили увеличение спроса на одежду в начале 2021 года. Например, в компании Target рассказали, что в первом квартале 2021-го продажи увеличились на 60% по сравнению с предыдущими 3 месяцами. В сети розничной торговли Macy's показатель вырос на 8%, а в сети дешевых универмагов TJX Companies — на 12%. 

За чем следить 

В ближайшее время траты россиян на одежду могут стать еще больше, на этот раз не только из-за повышения спроса, но также из-за роста ценника на продукцию. Согласно прогнозам российских ритейлеров, стоимость одежды осенью-зимой может в среднем увеличиться на 10–15%. При этом отмечается, что осенью скачок цен будет незначительным, а зимой 2022 года, предположительно, может составить 18–20%. 

  • Ритейлеры объясняют, что предстоящее увеличение ценника связано в первую очередь с расходами на логистику и сырье. 
  • Из-за пандемии коронавируса и сбоя работы портов Китая стоимость морских перевозок из Азии в Европу увеличилась в 4,5 раза, по сравнению с октябрем 2020 года. 
  • Хлопок с начала 2021 года подорожал на 35%. Увеличились цена и материалов, которые связаны с «химией», в создании которой используются нефтепродукты.
  • Также увеличение стоимости может быть связано с ослаблением рубля.