КапиталДетали

В 2020 году в России в 5,5 раза увеличилось число преступлений с банковскими картами

Их количество достигло показателя в 190,2 тыс. случаев.

Всего за год полиция зафиксировала свыше полумиллиона преступлений с использованием высоких технологий.

В России за 2020 год в 5,5 раза выросло число преступлений с использованием банковских карт, достигнув показателя в 190,2 тыс. случаев. Годом ранее таких преступлений было всего 34,4 тыс. Об этом сообщают «Известия»‎ со ссылкой на данные МВД России. 

  • Всего в 2020 году в МВД зафиксировали 510,4 тыс. преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий. 
  • По сравнению с 2019 годом этот показатель вырос на 73,4%. 
  • Больше всего преступлений совершено с использованием интернета — 300,3 тыс. (+91,3% за год). 
  • С использованием мобильной связи в 2020 году преступники совершили 218,7 тыс. правонарушений (+88,3%).
  • В МВД отмечают, что 80% «высокотехнологичных» преступлений пришлось на кражи и мошенничества, и лишь каждое 11-е совершено с целью незаконного производства, сбыта или пересылки наркотических средств.

Регионы с наибольшими темпами роста 

Самый высокий темп роста преступлений с использованием информационно-телекоммуникационных технологий правоохранители зафиксировали в:

  • Санкт-Петербурге (780,6%);
  • Ингушетии (167,5%);
  • Ленинградской области (142,8%);
  • Ставрополе (134,6%);
  • Москве (132%).

По данным МВД, наименьший прирост в Ненецком АО, Магаданской области и республиках Коми, Карачаево-Черкесия и Адыгея.

Как рост «высокотехнологичных» преступлений объясняет МВД

  • В пресс-службе МВД рассказали, что резкий прирост связан с активным внедрением интернета и телекоммуникаций в повседневную жизнь, сферу услуг и банковский сектор. Кроме того, злоумышленники постоянно изобретают новые способы совершения преступлений такого характера. 
  • Также в ведомстве отметили, что рост количества ИТ-преступлений подтолкнул их к созданию специализированного подразделения, которое будет заниматься подобными делами. Ведомство намерено инициировать изменение законодательства:  киберхищения планируют перевести в категорию тяжких преступлений. 

Что говорят в банках

  • В Центробанке сообщили, что в 2020 году выросли количество и объем операций без согласия клиентов. Точные годовые показатели там пообещали опубликовать в течение февраля. По данным на первое полугодие 2020 года, общий объем таких операций составил 4 млрд рублей, из них банки смогли вернуть клиентам 485 млн. За это время ЦБ заблокировал более 9,7 тыс. телефонных номеров мошенников. 
  • В банке «Открытие»‎ сообщили, что за 2020 год в 2 раза увеличилось число жалоб клиентов на мошенников.  
  • В Уральском банке реконструкции и развития (УБРиР) за 2020 год зафиксирован рост числа мошенничеств на 40%.
  • В Почта Банке сообщают, что число мошенничеств за год выросло более чем вдвое. Там прямо связали это с пандемией коронавируса, вызванными ею ограничениями и изменениями в жизни людей.

Способы хищения средств 

Наиболее популярный способ хищения средств с банковских карт — звонки «сотрудников службы безопасности». В таких случаях эксперты советуют сразу положить трубку и перезвонить по номеру, указанному на обратной стороне банковской карты. В последнее время мошенники изобрели еще несколько способов кражи денег с карты.

  • Яркая реклама в социальной сети на «продвигаемой, но малоизвестной странице» предлагает участие в конкурсе. Как правило, пользователь сразу выигрывает приз, например кроссовки, рюкзак, набор косметики. Далее «победителю»‎ необходимо перевести один рубль, якобы чтобы не платить налоги. Однако после ввода реквизитов карты со счета жертвы списывают значительную сумму. 
  • Также зафиксированы случаи, когда мошенники в социальных сетях в течение нескольких дней входят в доверие к потенциальным жертвам. Например, заводят беседу с одиноким мужчиной от лица девушки. «Она» пишет ему комплименты, а после того как у мужчины появляется иллюзия знакомства и он предлагает встретиться, «девушка» отправляет ссылку на понравившийся спектакль. Так жертва попадает на фишинговый сайт, на котором вводит реквизиты своей карты и переводит деньги мошенникам. 

Новые методы защиты клиентов банков

В конце января 2021 года российские банки из топ-30 отчитались о новых методах, которые они внедрили для защиты клиентов. Представители финансовых организаций отметили, что на фоне пандемии коронавируса, а также в связи с ростом использования удаленных сервисов активность мошенников увеличилась. 

  • Банки стали предлагать клиентам использовать бесплатный определитель номера, который внедрен прямо в приложение финансовой организации (например, у «Тинькофф»).
  • В МКБ заявили, что их приложение теперь умеет адаптироваться под поведение отдельных социальных групп. Также там разрабатывается программа, которая защитит пенсионеров от кибермошенников. 
  • В системы платежей многих банков внедрены улучшенные алгоритмы, которые способны выявлять подозрительные переводы. 
  • «Ак Барс Банк», ВТБ, «Открытие», Росбанк и МКБ рассказали, что активно информируют своих клиентов о новых мошеннических схемах.
  • Также российским банкам пришлось усовершенствовать собственные системы технической защиты, чтобы избежать новых утечек клиентских баз данных.
Копировать ссылкуСкопировано