Правила игрыДетали

«Упразднить» второго пилота, снизить требования или не отпускать на пенсию: как авиакомпании справляются с кадровым дефицитом

В конце 2022 года авиакомпании 40 стран обратились к европейскому регулятору EASA с просьбой разрешить полеты самолетов с одним пилотом с 2030 года.

Что произошло

EASA отказало авиакомпаниям в просьбе разрешить пилотам одиночные полеты с 2030 года. 

За чем следить

В перспективе на дальнемагистральных рейсах могут разрешить работать двум пилотам вместо трех.

Контекст

В мировой авиации наблюдается острый дефицит кадров. Опытные специалисты выходят на пенсию, новых пилотов выпускают недостаточно, чтобы покрыть растущий спрос в авиаотрасли.

Тенденция

Для решения проблемы дефицита кадров Southwest Airlines объявила о намерении снизить требования к пилотам, а в American Airlines планируют привлекать кандидатов повышением зарплаты на 17%.

Что произошло

Европейское агентство авиационной безопасности (EASA) выступило категорически против идеи сокращения экипажей пассажирских самолетов.

  • По нынешним правилам, в большинстве пассажирских лайнеров за управление самолетом отвечают два пилота. Они должны находиться в кабине постоянно, один из них может отлучиться только в случае острой необходимости. На время его отсутствия в кабину приглашается бортпроводник.
  • В конце прошлого года авиакомпании 40 стран обратились к EASA с просьбой рассмотреть возможность полетов самолетов с одним пилотом с 2030 года. Таким образом они рассчитывали сократить расходы и решить проблему с дефицитом кадров.
  • В EASA заявили, что идею полетов с одним пилотом с 2030 года «абсолютно нереально» реализовать, потому что автоматизация еще недостаточно развита и для обеспечения безопасности по-прежнему требуется присутствие двух пилотов в кабине. 
  • «На сегодняшний день ничто не может обеспечить безопасность лучше, чем второй отдохнувший, квалифицированный, хорошо обученный пилот, физически присутствующий в кабине экипажа», отметили ранее в Международной федерации ассоциации линейных пилотов (ИФАЛПА), комментируя предложение авиакомпаний.

Второй пилот может заметить ошибку в управлении или взять на себя управление, если его коллеге внезапно станет плохо. Так произошло, например, в 2009 году на рейсе из Брюсселя в Нью-Йорк, его выполнял Boeing 777 компании Continental Flight. Тогда командир экипажа внезапно скончался прямо за штурвалом. Второй пилот немедленно сообщил об этом наземным службам и взял управление на себя. В результате авиалайнер благополучно приземлился в ближайшем аэропорту. 

За чем следить

  • Однако с 2027 года на определенных этапах полета европейские регуляторы могут разрешить управлять самолетом одному пилоту. В EASA сообщили, что изучают соответствующее предложение от производителей Airbus и Dassault Aviation.
  • Одиночное пилотирование предлагается разрешить во время крейсерского режима полета, когда экипаж обычно менее загружен, чем при взлете и посадке. В это время второй пилот мог бы отдыхать. Если в тестовом режиме такая система покажет эффективность, то в перспективе экипаж из двух человек сможет выполнять в том числе и дальнемагистральные рейсы, на которых сейчас по правилам должно быть минимум три пилота.
  • Провести эксперимент планируют на самолетах моделей Airbus A350 и, возможно, Boeing 787 и 777X, отметил представитель EASA. Источник в отрасли, знакомый с проектом, заявил, что Airbus A350 будет иметь дополнительные автоматизированные системы защиты от ряда угроз — таких как пожар и отказ двигателя. Также, по словам источника, ожидается, что к 2027 году в Airbus A350 будет более совершенный автопилот, чем сейчас.

В 2016 году NASA согласились, что доверить управление пассажирским самолетом одному пилоту в будущем станет возможно. Для этого лайнеры должны быть оснащены усовершенствованными системами автопилота, а в наземных диспетчерских пунктах необходимо ввести должности «супердиспетчеров». Предполагается, что в любой нештатной ситуации «супердиспетчер» на земле сможет взять управление лайнером на себя — то есть, по сути, дистанционно выполнить функции второго пилота.

Контекст

  • В мировой авиация уже несколько лет наблюдается острый дефицит пилотов. В последние годы (до начала пандемии) быстро росли объемы авиационных перевозок. При этом многие пилоты старой школы выходят на пенсию, а новых летчиков готовят недостаточно, чтобы восполнить возникший недостаток. 
  • Серьезно повлияла на ситуацию и пандемия. Когда объем авиаперевозок сократился вдвое, содержать весь персонал авиакомпаниям было невыгодно. Они массово увольняли сотрудников. Однако вернуться к профессии пилотам сложнее, чем многим другим работникам — каждые полгода они должны подтверждать квалификацию. Чтобы снова встать в строй, необходимо проходить обучение заново, а в учебных центрах нет таких ресурсов, чтобы разом принять всех желающих.
  • Российские эксперты отмечают, что срок подготовки летчиков достаточно продолжительный — от трех до пяти лет, при этом нехватку или избыток пилотов в будущем достаточно сложно прогнозировать.

Тенденция

Авиакомпании пытаются найти и другие варианты решения проблемы дефицита пилотов.

  • Авиакомпания Southwest Airlines сообщила, что намерена снизить требования к кандидатам в пилоты. С 7 февраля им, например, будет достаточно для приема на работу налетать 500 часов, а не 1000, как было раньше. 
  • Минувшим летом American Airlines объявила, что повысит зарплату пилотов на 17% к концу 2024-го. В этом случае базовая зарплата капитана Boeing 737 составит порядка $340 тыс. в год. Капитаны более крупных самолетов, таких как Boeing 777, будут получать около $425 тыс. в год. Это заявление представители компании сделали после серии пикеты в аэропортах, которые провели пилоты, недовольные переработками из-за дефицита кадров.
  • Некоторые американские политики предложили решить проблему нехватки пилотов, повысив их пенсионный возраст — с 65 до 67 лет, при условии, что их здоровье в норме и они соответствуют всем действующим стандартам.

Фото обложки: Freepik

Копировать ссылкуСкопировано