КапиталДетали

Упавший «Аэрофлот»

За счет чего «Аэрофлот» стремительно взлетел на этой неделе и стоит ли бежать за акциями перевозчика.

На этой неделе российский рынок поставил рекорд — причем не падения, а роста — почти на 11%. В плюсе оказались все сектора, включая давно упавший и лежащий «Аэрофлот». «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», почему санкции ударили по российскому авиаперевозчику сильнее, чем пандемия, и достаточно ли госгарантий для покупки акций компании. 

На этой неделе Мосбиржа порадовала хорошей новостью. Российский рынок наконец показал рост — за октябрь он составил 10,7%, что стало рекордом за последнее время. В плюс вышли все сектора, начиная с ритейла (+22) и электроэнергетики (+20%) и заканчивая транспортом (+18%). 

Вверх пошли и котировки российского крупнейшего авиаперевозчика — «Аэрофлота». После очередного обвала акций в сентябре ситуация у компании в октябре начала выравниваться (см. график). Более того, ноябрь «Аэрофлот» также начал бодро: плюс почти 3%, до 26,08 рубля за одну бумагу.

Как поясняет Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях», в октябре драйвером роста стал операционный отчет «Аэрофлота» за первые 9 месяцев 2022 года, опубликованный 27 октября. Перевозчик сообщил, что пассажиропоток увеличился на 2% (до 31,3 млн человек), на внутренних линиях — на 11% (до 27,4 млн человек). 

Правда, сравнивают с тем же периодом год назад — то есть с пандемией. Тот же самый рост в рамках внутренних перевозок ограничен закрытием ключевых аэропортов на юге России. Кроме того, компания практически полностью лишилась международных перевозок — а они составляли, например, в доковидном 2019 году порядка 45% от общего числа перелетов. Тогда только внутренний пассажиропоток составлял 33 млн человек, а внешний — 27 млн. 

Однако рынок росту показателей «Аэрофлота» был рад. Кроме того, оптимизм инвесторам внушило то, что перевозчик начал восстанавливать международные авиарейсы: на прошлой неделе возобновились полеты в Бангкок и Пхукет. 

Рулетка по-аэрофлотски 

В целом, как отмечает Романович, «Аэрофлот» — это одна из тех компаний, акции которой упали и не поднимаются. 

Помимо того что перевозчик лишился международной части своего бизнеса, на фоне выросших цен на топливо «Аэрофлот» столкнулся с проблемой комплектующих. Доступа к импортным у компании больше нет из-за санкций. Западные страны запретили Boeing и Airbus поставлять запчасти и обслуживать самолеты, которые находятся в пользовании у российских авиакомпаний, поэтому сейчас «Аэрофлоту» приходится выкручиваться самому. Пока компания разбирает то, что есть в авиапарке, и переставляет недостающие детали на летающие самолеты. 

Кроме того, «Аэрофлот» ждет поставок российских лайнеров — «Сухого» и «МС-21». Однако они все еще в производстве, замена авиапарка идет медленно», — говорит эксперт. 

Аэрофлот оказался компанией, у которой на фоне санкций произошли полное импортозамещение и переориентация на внутренний рынок. Поскольку выбора у перевозчика не осталось. 

На фоне того, что «Аэрофлот» сейчас не публикует свою финансовую отчетность, рынок относится к ситуации в компании скептически. 

Поскольку официальных цифр нет, сейчас оценка бизнеса «Аэрофлота» превращается в рулетку. Если бы, например, были хорошие операционные показатели и компания сообщила, что ей удалось восстановить пассажиропоток до доковидного уровня, то это было бы уже здорово, и даже без финансовых результатов было бы плюс-минус понятно, что какой-то рост есть. Сейчас же получается, что половина бизнеса отрезана из-за санкций, а издержки компании выросли — на те же комплектующие, которые обходятся дороже из-за параллельного импорта, не говоря уже о топливе.

И госучастия мало

При этом до пандемии «Аэрофлот» занимал хорошую позицию на рынке: бизнес компании рос, она стабильно платила дивиденды. В том же 2019 году на долю «Аэрофлота» приходилось более 41% от общего объема внутрироссийских перевозок, а ближайшими конкурентами были Группа S7 (12,2%), «Уральские авиалинии» (6,5%), Группа «Ютэйр» (5,5%). 

Ковид стал ударом для всей авиаотрасли, включая «Аэрофлот». Однако после пандемии было ожидание того, что компания сможет вернуться к былым оборотам: тогда покупать акции перевозчика было интересно. Инвесторы верили в их рост, целевые цены превышали актуальные котировки. После февраля отключили международный бизнес, и все стало совсем грустно.

Акции «Аэрофлота» упали с января по октябрь 2020 года на 46%, с февраля по ноябрь 2022 года — на 54%. А всего с 2020 года компания потеряла 75% стоимости своих бумаг: со 100 рублей до нынешних 25 рублей за бумагу. Однако нынешняя просадка не повод бежать за бумагами «Аэрофлота». 

Инфографика "Московские новости"

Как частный инвестор, я бы, наверное, не торопился, потому что есть очень высокая неопределенность относительно того, что внутри бизнеса. Никто не знает, насколько «Аэрофлот» пострадал, поскольку последние 9 месяцев о финансовом состоянии компании мы не знаем ничего. Так как компания государственная, маловероятно, что она обанкротится, но есть и другие риски — например, допэмиссия. При дополнительном выпуске акций доля нынешних акционеров будет размыта, что плохо для простых держателей бумаг. 

При таком сценарии количество акций в обращении становится больше, а ценность на одну акцию, соответственно, уменьшится. Поэтому Романович предлагает дождаться первых финансовых результатов — которые инвесторы надеются увидеть весной 2023 года, и тогда уже принимать решение о покупке актива.