КапиталДетали

Уколы из Европы и Южной Кореи: чем россияне разглаживают морщины после ухода американского «Ботокса»

Американский «Ботокс», ушедший с российского рынка в 2022-м, полностью заместили французские, немецкие и отечественные фармкомпании. 

В России за последние 2 года спрос на ботулотоксины вырос в 3 раза. Только за 10 месяцев 2023-го россияне скупили 960,5 тыс. упаковок таких препаратов.

Что произошло

  • В России начали продавать еще один аналог «Ботокса» — из Южной Кореи. Препарат «Новакутан-БТА» производит южнокорейский фармакологический концерн Huons Global. Эксперты отмечают, что по скорости воздействия и срокам сохранения эффекта препарат сопоставим с продукцией европейских и американских брендов.
  • В другие страны Huons Global поставляет препарат под брендом Hutox. Его одобрили для использования в Эквадоре, Доминиканской Республике, Ираке, Боливии, Грузии и нескольких странах СНГ. 
  • В России «Новакутан-БТА» на данный момент — единственный препарат на основе ботулотоксина из Южной Кореи. Однако сегмент эстетической медицины довольно насыщен, поэтому «Новакутан-БТА» займет долю не более 5–10%, считают участники рынка. 

Контекст

  • В 2021 году «Ботокс» от американской компании AbbVie был абсолютным лидером российского рынка ботулинотерапии. По оценкам экспертов, с учетом серых поставок препарат занимал 43% этого сегмента. 
  • В марте 2022 года AbbVie объявила о прекращении поставок в Россию продуктов эстетической медицины, включая «Ботокс». Сегодня место американского препарата на российском рынке занял «Диспорт» от французской Ipsen. По данным RNC Pharma, за 9 месяцев 2023-го оборот «Диспорта» на российском рынке увеличился на 55,9%. 
  • В Россию ботулотоксин поставляют и другие европейские компании, в том числе немецкая Merz («Ксеомин»). Представители дистрибутора «БСС-Косметология» отмечают, что за год Ipsen и Merz наладили стабильные поставки. Кроме того, в достаточном количестве производятся и российские препараты, включая «Миотокс» и «Релатокс». 

В цифрах

  • В России за последние 2 года спрос на препараты с ботулотоксином в аптеках вырос в 3 раза. Так, с января по октябрь 2023 года продажи таких косметологических препаратов достигли 960,5 тыс. упаковок. Рост по сравнению с январем-октябрем 2022-го составил 50%. А в 2021-м, для сравнения, этот показатель составлял 307,6 тыс. 
  • В денежном выражении продажи ботулотоксинов за 2 года также продемонстрировали рост — в 2 раза (с 1,7 млрд до 3,4 млрд рублей). По данным аналитической компании DSM Group, лидером по росту продаж в сегменте стал российский препарат «Релатокс» — объем его реализации в натуральном выражении увеличился на 185%. 
  • Спрос на «Ксеомин» немецкой Merz вырос на 42%, а реализация «Ботокса» полностью прекратилась. 
  • Эксперты отмечают, что рост продаж ботулотоксинов в аптеках связан в том числе с развитием нелегального рынка косметических услуг. По разным оценкам, доля нелегальных косметических медицинских услуг может достигать 40% от всего объема рынка, который превышает 100 млрд рублей.

Мировая практика

  • Мировой рынок ботулотоксина в 2022 году оценивался в $5,6 млрд. Ожидается, что к 2030 году этот показатель достигнет $11 млрд. 
  • Медики прогнозируют, что большая часть доходов индустрии придется на процедуры по коррекции глабеллярных морщин — вертикальных линий, образующихся между бровями. Сегодня это одна из наиболее распространенных причин обращения к косметологам, пишет Yahoo.
  • Рынок ботулотоксинов отличается высокой конкуренцией ряда сильных игроков, среди которых — американская AbbVie, немецкая Merz, американская Evolus, швейцарская Galderma и южнокорейская Daewoong Pharmaceutical. В частности, чистая выручка лидера рынка Global Botox Cosmetic (принадлежит AbbVie) по итогам 2022 года составила $642 млн (+2,6%). 
Копировать ссылкуСкопировано