Что произошло
Новое исследование показало, что дети, родившиеся во время локдаунов, развиваются медленнее тех, кто появился на свет до 2020 года. Например, они хуже распознают предметы и людей.
Но при этом
Другие исследования показывают, что последствия карантинов более разнообразны: некоторые дети стали больше бояться незнакомых взрослых, а другие — гораздо лучше говорить.
Тенденция
COVID-19 оказал негативное влияние и на детей постарше. За 2 года пандемии в мире число неумеющих читать выросло на 100 млн человек.
В России
В Рособрнадзоре также отметили снижение качества знаний у школьников. В основном уровень «просел» в тех дисциплинах, для освоения которых необходимо лабораторное оборудование.
Что произошло
Новое исследование показало, что дети, родившиеся во время локдаунов в период распространения COVID-19, развиваются медленнее, чем те, которые появились на свет до пандемии.
- Группа ученых из Королевского колледжа хирургов в Ирландии попросила родителей 309 «пандемических» младенцев в Великобритании и Ирландии оценить их развитие по достижении 12 месяцев (все дети родились с марта по май 2020 года).
- Выяснилось, что из-за ограниченных контактов семьи каждый четвертый ребенок за год не встретился ни с одним своим сверстником.
- По данным исследования, у «детей карантина» пострадали ключевые навыки, которые должны сформироваться за первый год жизни. По сравнению с рожденными до пандемии у них реже получалось произнести хотя бы одно осмысленное слово (77% против 89%), правильно указывать на конкретных людей и предметы (84% против 93%) или махать рукой на прощание (88% против 94,5%).
- Руководитель исследования, доктор Сьюзан Бирн, объяснила, что многие из этих младенцев просто не видели, как члены семьи куда-то уходят из дома, так как все находились на самоизоляции, — по сути, им не с кем было прощаться.
- При этом младенцы, родившиеся во время локдауна, лучше ползали (97,5% против 91%), потому что они почти все время проводили дома на полу, а не в автомобильных креслах или прогулочных колясках.
По словам Бирн, родители еще могут наверстать упущенное, если будут регулярно читать детям и общаться с ними. Социальные навыки малышей, скорее всего, улучшатся по мере снятия COVID-ограничений и расширения контактов, но убедиться в этом получится только с наступлением школьного возраста, добавила специалист.
Исследователи подчеркивают, что режим изоляции в Ирландии был крайне строгим. Серьезные ограничения вводились и по всей Великобритании — их несоблюдение даже стоило премьерского кресла Борису Джонсону. В результате недостаток общения негативно повлиял не только на развитие ключевых навыков малышей.
Но при этом
Специалисты Университета Оксфорд Брукс проанализировали влияние пандемии на родителей с отпрысками от 8 до 36 месяцев. Результаты исследования показали, что последствия локдаунов для детей более разнообразны.
- Многие участники рассказали, что их дети стали бояться незнакомцев, причем почти панический страх малыши испытывают перед мужчинами.
- За неимением привычного общения во время пандемии появился новый агент социализации — интернет. Родители, которые раньше боялись показывать своего ребенка в Сети, теперь стали активнее выкладывать фото и видео с детьми в соцсетях. Однако семьи признаются, что все это лишь «бледная имитация» общения.
- Но при этом наблюдаются и положительные моменты. По словам некоторых участников исследования, во время карантинных ограничений их дети начали резко и много говорить. Специалисты в уэльском Университете Анайрин Беван считают, что постоянное нахождение близких людей дома, включая обоих родителей, брата или сестру, — оптимальные условия для развития социальных навыков. Они подчеркивают, что детям важно контактировать с теми, кому они доверяют.
Тенденция
COVID-19 оказал негативное влияние и на детей постарше, особенно в сфере образования.
- Например, по данным ЮНЕСКО, до пандемии во всем мире не умели читать около 483 млн детей. В 2021 году их стало на 100 млн больше — особенно много таких детей в странах с низким и средним уровнем доходов населения. Например, в некоторых штатах Бразилии не научились читать около трех четвертей всех второклассников (до пандемии показатель составлял 50%).
- В Эфиопии учащиеся начальных классов усвоили только 30–40% программы по математике.
- В ЮАР до полумиллиона учеников вообще бросили школу в период с марта 2020-го по июль 2021-го.
- Уровень образования детей снизился и в развитых странах. Например, в США плохо читали 34,9% детей, начиная с подготовительной группы и до второго класса начальной школы (до пандемии — 21%).
- Снижение качества обучения может быть связано с тем, что в 65% стран с низким уровнем доходов и в 35% с высоким власти сократили расходы на образование из-за кризиса. Кроме того, повлияло полное или частичное закрытие школ. Это негативно сказалось на успеваемости 635 млн учащихся во всем мире, отмечает ЮНИСЕФ.
По данным множества исследований в странах мира, пандемия ухудшила еще и здоровье детей — как психическое, так и физическое. На это также повлияли локдауны и дистанционное обучение.
- За первые 2 года пандемии дети в Канаде в общей сложности не ходили в школу около года, в США — 1,5 года, а в Боливии и Уганде — больше 1,5 года.
- Исследования в США, Канаде, Великобритании и Китае показали, что среди детей от 5 до 16 лет участились случаи выявления психических заболеваний, например депрессии.
- Специалисты во многих странах отметили также ухудшение зрения у детей из-за чрезмерного использования гаджетов и снижение физической активности. Кроме того, дети пристрастились к вредным перекусам.
В России
Российские специалисты, как и уэльские, считают, что младенцы, скорее, «выиграли» от пандемии.
- Декан факультета психологии МГУ и президент Российского психологического общества Юрий Зинченко отметил, что благодаря удаленке дети до года получили больше внимания со стороны родителей, что способствовало развитию у них речевых навыков.
- Он добавил, что это в целом положительно скажется на их будущем развитии, в первую очередь в области психического здоровья.
На детях более старшего возраста пандемия сказалась, скорее, негативно. В Рособрнадзоре отметили снижение качества знаний у школьников.
- Глава ведомства Анзор Музаев в январе 2022 года заявил, что это в основном коснулось тех субъектов РФ, где дистанционное обучение было самым продолжительным. Знания «просели» в тех дисциплинах, для освоения которых необходимо лабораторное оборудование.
- При этом Музаев отметил, что ситуацию «нельзя назвать катастрофической». Он отметил, что, например, в гуманитарных дисциплинах качество знаний не снизилось, а читательская грамотность даже выросла.