Правила игрыДетали

Три года ждали обещанного: почему россияне не успели использовать пандемийные ваучеры за авиарейсы и попросили их продлить

Программа компенсации за несостоявшиеся полеты заканчивается, но десятки тысяч путешественников не могут ей воспользоваться.

Мировой пассажиропоток до сих пор не восстановился после пандемии, при этом в России показатели авиаотрасли существенно лучше, чем в других странах.

Что произошло

Ассоциация пассажиров обратилась в Минтранс с просьбой продлить сроки действия ваучеров на отмененные из-за пандемии полеты. Десятки тысяч путешественников ими так и не воспользовались и теперь не могут получить компенсации.

История вопроса 

С 27 марта 2020 года из-за пандемии воздушные границы РФ были закрыты. Власти утвердили систему ваучеров за отмененные рейсы сроком на 3 года. 

В мире 

Мировой пассажиропоток до сих пор не восстановился после ограничений, введенных из-за пандемии коронавируса. Западные авиакомпании также называют «большой проблемой» запрет на использование воздушного пространства РФ и Украины.

В России

В сравнении с мировыми показателями пассажиропоток в РФ после пандемии восстанавливается быстрее. Кроме того, государство помогает отечественной авиаотрасли справиться с последствиями западных санкций. 

Что произошло 

Общероссийское объединение пассажиров (ООП) обратилось к министру транспорта Виталию Савельеву с просьбой продлить сроки действия ваучеров на отмененные из-за пандемии полеты либо предоставить перевозчикам деньги на возврат средств, пишет «Коммерсант», ссылаясь на свои источники. 

  • Путешественники могли в течение 3 лет оформить ваучер и перенести поездку, а по истечении этого времени — вернуть деньги. 
  • Сейчас программа компенсации за отмененные полеты подходит к концу — с момента первых аннулированных рейсов прошло 3 года. 
  • Однако путешественники не могут ни поменять билет, ни получить деньги. Поэтому они рассчитывают на помощь Минтранса, который либо продлит срок действия ваучеров на федеральном уровне, либо «найдет деньги» для перевозчиков, отмечают в ООП.
  • По словам главы ООП Ильи Зотова, использовать ваучеры в срок владельцы «не могли или не хотели» по разным причинам: одних не устраивали предложенные маршруты, другие столкнулись со сложностями при оформлении, третьи хотели вернуть деньги. 
  • Как отметил Зотов, речь идет более чем о 10 тыс. пассажиров с истекшими ваучерами. При этом близкий к министерству источник издания считает, что компаниям необходимо вернуть деньги как минимум за 100 тыс. билетов.
  • По данным издания, общая сумма задолженностей авиакомпаний перед клиентами составляет, по разным подсчетам, от 1,5 млрд до 10 млрд рублей. 
  • Единственный перевозчик, полностью погасивший долги перед пассажирами, — это авиакомпания «Победа». Лоукостер в июне 2021-го вернул клиентам 985 млн рублей на банковские карты за отмененные в апреле-мае 2020 года рейсы. Еще 1,5 млрд рублей клиенты «Победы» получили на счета в личных кабинетах на портале компании и потратили их на авиаперелеты.
  • «Аэрофлот» в июне 2020 года сообщил, что одобрил более 100 тыс. заявок на оформление ваучеров, но не отчитывался об их погашении.
  • В «Уральских авиалиниях» отказались обсуждать число выданных сертификатов, но отметили, что никому не отказывали в возвращении средств. В S7, Utair и других крупных авиакомпаниях от комментариев отказались.

История вопроса 

  • С февраля 2020 года из-за пандемии коронавируса Россия ограничила международное авиасообщение, а с 27 марта воздушные границы страны закрыли полностью. Пассажиры начали обращаться в авиакомпании с требованием вернуть деньги за отмененные рейсы. 
  • В июле 2020 года правительство утвердило постановление, согласно которому авиакомпании получили возможность возместить ваучерами стоимость билетов на отмененные рейсы, купленные до 1 мая 2020 года. Это правило касается полетов, которые должны были состояться в период с 1 февраля 2020 года — если самолет отправлялся в Китай или из него, и с 18 марта 2020 года — в остальные страны.
  • Согласно документу, купить на ваучер новый билет можно в течение 3 лет с даты несостоявшегося рейса. Если пассажир этого не сделал, авиакомпания через 3 года должна вернуть стоимость билета плюс проценты в соответствии с ключевой ставкой Центробанка. Сейчас она составляет 7,5%.
  • Вернуть деньги раньше этого срока могут люди с инвалидностью, ветераны, сопровождающие инвалидов первой группы или детей-инвалидов, а также многодетные семьи.

В мире

Спустя 3 года после начала пандемии мировой пассажиропоток продолжает восстанавливаться, но допандемийного уровня пока так и не достиг. 

Отрасль вышла из 2022 года в гораздо более сильной форме, чем вошла, поскольку большинство правительств сняли ограничения на поездки из-за COVID-19 в течение года и люди воспользовались правом свободно передвигаться.

Уилли Уолш
генеральный директор IATA
  • По данным Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA), общий объем перевозок в 2022 году составил 68,5% от показателя допандемийного, 2019 года.
  • За весь год коэффициент заполняемости салонов на международных рейсах составил 78,7% от показателей 2019-го. 
  • Наиболее существенный прирост трафика отметили на Ближнем Востоке (в 2,5 раза по сравнению с прошлым годом) и в Европе (в 2 раза). 

По словам генерального директора IATA Уилли Уолша, «большой проблемой» для западных авиакомпаний в 2022 году стал запрет на пролеты через воздушные пространства России и Украины.

Уолш считает, что западным авиакомпаниям необходимо готовиться к возобновлению рейсов через российское воздушное пространство, чтобы быстрее снизить нагрузку.

В России

Российские авиакомпании по итогам 2022 года перевезли 95,1 млн пассажиров — это 74,2% от показателей 2019 года. Однако полностью авиаотрасль не восстановилась после пандемийного кризиса.

  • С марта 2022 года большая часть полетов за границу приостановлена из-за западных санкций. Помимо этого, над прилегающими к Украине территориями ограничены внутренние авиаперелеты, закрыты 11 российских аэропортов. 
  • Число зарубежных направлений за год сократилось почти в 5 раз — в 2021 году из России можно было улететь прямыми рейсами более чем в 100 стран, сейчас таких направлений — 22. 
  • В Сочи организовали работу международного хаба, который позволил организовать полеты без дозаправок за границу на российских ближнемагистральных самолетах Superjet. 
  • Справиться с последствиями сокращения числа рейсов российской авиаотрасли помогло государство: в течение года авиакомпаниям выделили 100 млрд рублей субсидий на полеты по России, еще 19,54 млрд — на возврат пассажирам стоимости билетов на отмененные рейсы, 2,9 млрд — грузовым авиаперевозчикам, 15 млрд — на поддержку системы организации воздушного движения, еще 7,5 млрд — временно закрытым аэропортам юга и центральной части России. 
  • Как отметили в Росавиации, господдержка позволила избежать существенного падения авиаперевозок на внутренних линиях, роста цен на авиабилеты, а также массовых увольнений авиаперсонала.
Копировать ссылкуСкопировано