Юристы из европейской правозащитной организации в области экологии ClientEarth обвинили мировых лидеров нефтегазовой промышленности в использовании гринвошинга с целью убедить общественность в экологичности своего бизнеса.
- Под гринвошингом (в русском переводе – «зеленый камуфляж») понимается маркетинговая стратегия, цель которой — представить продукт или бизнес более натуральным и экологичным, чем он есть на самом деле. Гринвошингом также называют случаи, когда компания пытается отвлечь потребителей от факта, что ее деятельность приводит к загрязнению окружающей среды.
- В отчете организации сообщается, что деятельность компаний, которые, по мнению юристов, больше всего ответственны за нарушения климата, не соответствует требованиям Парижской конвенции по сокращению добычи и переработке ископаемого топлива.
- При этом добывающие корпорации декларируют собственные проэкологические проекты и ведут маркетинговые кампании, которые создают у аудитории впечатление о поддержке ими «зеленых» инициатив.
- ClientEarth призывает политиков запретить любую рекламу компаний, работающих в области добычи и переработки ископаемого топлива, если она не будет содержать предупреждения о вреде для планеты и здоровья людей, по аналогии с рекламой табака.
Примеры гринвошинга нефтяных гигантов
Эксперты ClientEarth проанализировали маркетинговую деятельность Aramco, Chevron, Drax, Equinor, ExxonMobil, INEOS, RWE, Shell и Total. Вот некоторые обнаруженные ими примеры «большого обмана»:
- Реклама американской ExxonMobil сообщала, что ее экспериментальное биотопливо из водорослей может сократить выбросы от транспорта. При этом юристы ClientEarth утверждают, что у компании нет целей по достижению нулевых выбросов углекислого газа, а ее промежуточная стратегия по сокращению выбросов на 2025 год не покрывает подавляющее количество углекислого газа, образующегося от ее продукции.
- Aramco из Саудовской Аравии настаивает, что ведет бизнес «таким образом, чтобы решать проблемы климата». При этом компания является крупнейшим в мире корпоративным источником выбросов парниковых газов и планирует продолжить разведку дополнительных месторождений нефти и газа. Aramco уже сейчас имеет больше запасов, чем у Exxon, Chevron, Shell, British Petroleum и Total вместе взятых.
- Ведущий директор американской компании Chevron Рональд Д. Шугар, заявляет, что корпорация стремится «содействовать достижению будущего с низким уровнем выбросов углерода». Однако компания, по информации юристов из ClientEarth, не брала на себя обязательств по достижению нулевых выбросов и не вырабатывала стратегии, отвечающей задачам Парижского соглашения по климату.
- Shell объявила об инвестировании в «низкоуглеродное биотопливо и водород, зарядку для электромобилей, солнечную и ветровую энергию», но за 2020 год она выделила всего от $2 до $3 млрд для низкоуглеродных предприятий, тогда как $17 млрд компания направила на добычу и обработку ископаемого топлива.
- Норвежская Equinor сообщала о десятикратном увеличении мощности возобновляемых источников энергии на своем производстве к 2026 году. Однако, по словам экоюристов, к этой дате компания сможет перейти к возобновляемым источникам энергии лишь на 4%.
Позиция нефтяных компаний
Издание The Guardian направило запросы компаниям, фигурирующим в отчете, с просьбой прокомментировать данные, представленные ClientEarth.
- В Shell подчеркнули, что цель компании — стать к 2050 году энергетическим бизнесом с нулевыми выбросами и приблизить общество к реализации задач Парижского соглашения об изменении климата.
- В Chevron раскритиковали анализ ClientEarth, заявив, что компания честно говорит о переходе к энергетике с меньшим содержанием ископаемого топлива. Chevron также уверяет, что принимает меры по снижению углеродоемкости своего собственного производства и своих активов, расширяет использование возобновляемых источников энергии, а также инвестирует в низкоуглеродные технологии.
ExxonMobil, Aramco and Equinor отказались от комментариев.
Скандалы с рекламой нефтяных компаний
- В 2019 году юристы ClientEarth подали жалобу на British Petroleum в Национальный контактный пункт ОЭСР (Организация экономического сотрудничества и развития) в Великобритании, утверждая, что реклама BP ввела общественность в заблуждение, сосредоточив внимание на низкоуглеродных энергетических продуктах компании, тогда как более 96% ее годовых производственных расходов приходилось на нефть и газ. В 2020 году BP отозвала рекламу до того, как жалоба была рассмотрена.
- 16 марта 2021 года Greenpeace в США и несколько других экологических организаций подали жалобу в Федеральную торговую комиссию, в которой обвинили компанию Chevron в «последовательном искажении своего имиджа». Компания пыталась представить свой бизнес экологически безопасным и ориентированным на расовую справедливость, в то время как ее «бизнес-операции в подавляющем большинстве полагаются на загрязняющие климат ископаемые виды топлива, которые непропорционально наносят вред цветным сообществам».
- В январе 2020 года издание The Guardian объявило, что больше не будет принимать заказы на рекламу от нефтегазовых компаний. Представители медиа отметили, что не будут брать деньги как в интернете, так и в печатных изданиях.
Кампании по запрету гринвошинга
Недобросовестные маркетинговые стратегии, при которых бренд формирует экологичный образ своего продукта, на самом деле не являясь таковым, используют различные компании. В некоторых странах с таким маркетингом борются на законодательном уровне, а некоторых политиков к принятию запрета подталкивают общественные организации:
- 10 февраля 2021 парламент Франции предложил закон, который должен полностью запретить рекламу компаний, строящих бизнес в области полезных ископаемых.
- Гражданские кампании за закон по ограничению «зеленой» рекламы нефте- и газодобывающих компаний (в рекламе должны быть указаны негативные последствия от ресурсного бизнеса для окружающей среды) проводятся в Нидерландах, Канаде и Франции.
- В Великобритании проходят две гражданские кампании: за полный запрет гринвошинга и за запрет рекламы внедорожников.