Что происходит
В США проводят расследование в отношении компании Tesla из-за жалоб на кроссоверы, у которых отваливается руль.
Тенденция
За последние годы в отношении компании было проведено более 30 расследований из-за ДТП.
Контекст
Акции Tesla падают из-за неопределенности на рынке китайских компонентов.
Расклад сил
Tesla теряет долю рынка, уступая китайским производителям.
Что происходит
Национальное управление безопасности дорожного движения США (NHTSA) начинает расследование в отношении компании Tesla из-за жалоб на кроссоверы Model Y. Оно затронет 120 тыс. автомобилей этой модели.
- Двое владельцев Model Y, как сообщается, столкнулись с тем, что рулевое колесо кроссовера отвалилось во время движения. В одном из случаев водитель ехал по шоссе в Нью-Джерси вместе со своей семьей, когда руль отсоединился. Автомобилисту удалось прижаться к разделителю и остановить машину. В результате инцидента никто не пострадал.

- По мнению регулятора, проблема заключается в производственном дефекте: покупатели получили электромобили без стопорного болта, которым оно крепится к рулевой колонке.

- Уточняется, что оба автомобиля имели небольшой пробег. Эксперты проверяют, насколько проблема масштабна.
Тенденция
В последние годы автомобили Tesla неоднократно попадали в ДТП, в том числе со смертельным исходом.
- С 2016 года NHTSA провело более 30 расследований в отношении аварий с Tesla, где использовался автопилот. Один из последних случаев произошел в мае 2022 года в Калифорнии. Автомобиль Model S врезался в строительное оборудование в Ньюпорт-Бич, в результате чего погибли три человека и пострадали еще трое. Всего в ДТП с Tesla погибли 19 человек.
- В августе 2022 года департамент транспортных средств Калифорнии обвинил компанию в распространении ложной информации о возможностях своих автомобилей. В частности, ведомство указало на завышение показателей работы
Enhanced Autopilot, стали «инженерами-испытателями». Они неоднократно фиксировали, как их машины выезжали на встречную полосу, на красный свет или пропускали повороты. - При этом Маск в начале марта вновь заявил, что следующий автомобиль компании будет практически полностью автономным.
- В начале января сотни жителей Китая, купившие Tesla, устроили акции протеста в салонах компании. Они недовольны большими скидками, которые 6 января объявил производитель: разница доходит до 24% в сравнении с ценами в сентябре. Протестующие заявили, что снижение цен означает, что они переплатили за автомобили.
Контекст
Вторая половина 2022 года была не самой удачной для Tesla: акции компании теряли в цене, а поставки автомобилей хотя и были рекордными, все же оказались ниже прогнозов.
- В октябре акции компании упали почти на 9% после того, как Маск опубликовал в Twitter прогноз по развитию ситуации на Украине. Он предположил, что Крым останется в составе России, а на территориях, занятых российскими военными, пройдут повторные референдумы под наблюдением ООН. На ситуации сказались также квартальные данные по поставкам, которые оказались ниже прогнозов аналитиков.
- Предпоследняя неделя декабря для компании стала худшей с начала пандемии. Всего за 5 дней акции Tesla подешевели на 18%, а рыночная стоимость снизилась на $85 млрд. Причинами стали беспокойство инвесторов по поводу спроса на электромобили, а также отвлеченность Маска после покупки Twitter.
- В последнюю неделю года акции продолжили терять в цене, но на этот раз из-за опасений инвесторов по поводу проблем с поставками компонентов из Китая. Стоимость ценных бумаг составила $109, что на 73% ниже рекордных показателей в ноябре 2021 года.
- С начала 2023 года капитализация Tesla выросла на 60% и теперь составляет $625 млрд.
Расклад сил
Хотя Tesla пока сохраняет лидирующие позиции по продажам электромобилей, ее доля на этом рынке постепенно сокращается, в том числе в США.
- В 2022 году компания Маска продала на Соединенных Штатах 522 тыс. электромобилей, а ее ближайший соперник Ford Motor — всего 61 тыс. Однако конкуренты теснят Tesla: ее доля рынка в третьем квартале снизилась с 71% до 65%.
- Главным конкурентом Tesla стала китайская BYD. В 2021 году в период с января по октябрь на нее приходилось 409 тыс. проданных машин на рынке электромобилей и гибридов, в то время как компания Маска реализовала 676 тыс. В 2022-м ситуация изменилась: китайская компания стала лидером, продав 1,3 млн авто против 900 тыс. у Tesla.
- Китайским компаниям также удалось также подвинуть конкурентов на рынке тяговых аккумуляторов для электромобилей. Они увеличили свою долю рынка с 48% до 60%.
- Агентство Reuters сообщило, что Tesla нанимает китайских и корейских поставщиков, чтобы они помогли снизить стоимость и увеличить энергию батарей.
Фото обложки: Prerak & Neha Patel