Туристические сезоны с неизбежностью сменяют друг друга, подгоняемые скорым течением времени. Пляжное лето кажется уже чем-то из прошлой жизни, одна радость — пересматривать в кругу родных и друзей фотографии, полные красок и улыбок. Воспоминания об осенних бархатных путешествиях еще свежи, но сам бархатный сезон остался в прошлом. Но есть еще в ежегодном туристическом меню очень вкусное, а для многих и главное блюдо. Скоро Новый год и заслуженно прилагающиеся к нему каникулы. До него осталось совсем чуть-чуть.
Во время любимых зимних праздников многие из нас отправляются в путешествие, чтобы сменить привычную обстановку и запастись позитивом. Пик продаж новогодних туров стартовал во второй половины ноября, но места в наиболее популярных локациях выкуплены уже давно.
На спа-курорте «Термы» бизнесмена Александра Удодова в кубанском предгорье — это новая точка на туристической карте — все номера на зимние праздники были забронированы уже к началу октября.
83:17 в пользу России
Продажи новогодних туров, судя по оптимистичным сообщениям туроператоров, идут бойко, и по состоянию на середину ноября было выкуплено уже 55–60% от их общего количества. Позитива добавляет то, что главные направления путешествий на зимние праздники задают хорошую динамику роста. Спрос на туры в Краснодарский край (это примерно треть всего рынка новогоднего туризма) — вырос на 21% год к году, в Кавминводы (12% рынка) — на 10%, в Великий Устюг (куда в эти дни без родины Деда Мороза с 6,5% рынка) — на фантастические 68%(данные Ассоциации туроператоров России). И это данные только по организованным турам, которые охватывают лишь часть туристов (примерно 40%).
Большинство путешественников планируют свой отдых самостоятельно плюс многие популярные локации не пользуются услугами турагентств. Спа-курорт Александра Удодова, например, с начала осени заполнен практически полностью и в помощи туроператоров просто нет необходимости. Рост спроса на самостоятельные поездки, скорее всего, будет выше, чем на организованные туры.
Так много мы не ездили по родной стране со времен Советского Союза. Но тогда других вариантов и не было, поездки за границу были доступны единицам, а для остальных путевка даже в соседние социалистические страны была удачей сродни выигрышу «Жигулей» в Спортлото. В современной России все по-другому, и внутренний туризм отбивает каждую дольку туристического рынка в жесткой конкурентной борьбе с многочисленными заграничными предложениями.
За первые девять месяцев года внутренний туристический поток достиг 65,5 млн поездок, рост год к году составил 11,1%. За это же время россияне совершили примерно 13,2 млн туристических выездов за рубеж, включая Абхазию (данные АТОР).
В прошлом десятилетии счет был другим, в отдельные моменты даже 60:40, и отражал ожесточенную борьбу за симпатии россиян. Победила Россия. На волне интереса к внутренним путешествиям инвестиции в туризм имеют хорошие шансы на успех.
На старте своего курортного проекта Александр Удодов и другие инвесторы планировали принимать до 5 тыс. туристов ежегодно. Уже в конце 2022 года на фоне высокого спроса номерной фонд был увеличен благодаря запуску комплекса шале. Ожидается, что по итогам этого года «Термы» Удодова посетят почти 22 тыс. гостей. Популярность курорта связана с важной особенностью современного российского туризма — он все больше стремится к здоровым форматам.
Интерес к путешествиям, которые объединяют отдых и оздоровление, стал приметой времени. После ковидных передряг все хотят быть здоровыми и в хорошей форме, и туристы не исключение. Соответственно, санатории, спа-курорты, пансионаты, хилинг-отели и другие здравницы набирают очки, а традиционные отели стараются дополнить свой сервис оздоровительными процедурами.
Казалось бы, где размеренный отдых в санаториях вкупе с целительными процедурами, и где Новый год с его многодневным изнурительным алкоралли? Но времена изменились, теперь здоровым быть не только полезно, но и модно.
Статистика туристических сервисов компании МТС, а также «Яндекс Путешествий» подтверждает новый новогодний тренд. На сервисах МТС число бронирований санаториев на зимние праздники выросло почти в полтора раза, а на «Яндекс Путешествиях» — на 22% год к году.
Наибольшим спросом на сервисах МТС пользуются здравницы Краснодарского края — 64% от общего количества бронирований. Спа-курорт Александра Удодова расположен в Белореченском районе этого региона и специализируется на бальнеологических процедурах — используется вода уникального геотермального источника высокой минерализации, которая наполняет три крытых бассейна.
Рост спроса на российские здравницы мог быть еще выше, но он упирается сегодня в нехватку качественного предложения. Современных локаций, вроде тех же «Терм» Александра Удодова, не хватает. Санкуру нужны серьезные инвестиции, чтобы соответствовать веяниям эпохи. Здоровый ажиотаж на санаторно-курортных направлениях и успех новых проектов в этой сфере — вполне понятные и позитивные сигналы для бизнеса.