Культурный кодДеталиКоронавирус

Таксы на улице Сан-Франциско, перестройка шведских улиц и запрос на качественную дворовую среду в России: как пандемия изменила города

Все чаще временное ограничение на движение машин по некоторым улицам городов США и Франции становится постоянным.

Тенденция

Из-за ограничений на количество людей в помещениях на фоне COVID-19 часть активностей переместилась на улицу. Это дало импульс расширению пешеходных зон по всему миру.

Детали

В Сан-Франциско главная улица в парке «Золотые Ворота» стала пешеходной. В Париже улицу Риволи, соединяющую площадь Согласия с мэрией, преобразовали в велосипедную.

В России

Пандемия укрепила один из урбанистических трендов — «город в городе», подразумевающий наличие школ, детских садов, поликлиник, офисных центров рядом с жилыми кварталами. 

Почему это важно

Правила обустройства городского пространства влияют на психику жителей. К примеру, у детей, живущих в более озелененной местности, риск психических расстройств оказался ниже, чем у сверстников из менее экологичных населенных пунктов.

Тенденция

Некоторые меры, введенные как временные с начала пандемии COVID-19, стали действовать в городах на постоянной основе, пишет Bloomberg. За последние 3 года многие города освободили улицы и парковки от автомобилей, превратив их в гастро- и игровые площадки, а также зоны для пешеходов. 

  • По мере того, как все больше людей стали пользоваться велосипедами вместо общественного транспорта, некоторые правительства занялись улучшением велоинфраструктуры. 
  • Власти других городов полностью переосмыслили то, как должны быть спроектированы жилые и коммерческие пространства.

Детали

  • В 2020 году в Сан-Франциско (США) власти запретили въезд машин на участок дороги Джона Ф. Кеннеди Драйв длиной в 1,6 км — главную улицу в парке «Золотые Ворота». С тех пор она стала зоной для пешеходов и велосипедистов, где расположены игровые площадки и яркие инсталляции — в том числе три двухметровые головы такс. В конце 2022 года жители проголосовали за то, чтобы участок дороги остался навсегда закрытым для автомобилей.
  • Теперь с 7:00 до 20:00 ежедневно закрыт для машин двухкилометровый участок в районе Нью-Йорка Джексон-Хайтс. Ограничение на движение автомобилей также вводили как временное в 2020 году. Сейчас там регулярно раздают продовольственную помощь, устраивают занятия физкультурой и уроки английского языка. Благодаря ограничению на движение машин число ДТП с участием пешеходов в этом районе снизилось более чем на 41%.
  • В Швеции запустили проект Street Moves: его участники создают своеобразные наборы для перестройки улиц. Из них, например, можно собрать блоки для парковки самокатов, совмещенные с местами для отдыха. Элементы спроектированы в соответствии с размерами стандартного парковочного места и быстро могут превратить улицу в пешеходную зону. Наборы Street Moves уже начинают распространять за пределами страны.
  • В Париже (Франция) в начале пандемии улицу Риволи, соединяющую площадь Согласия с мэрией, преобразовали в велосипедную. Для машин осталась всего одна полоса.
  • В 2018 года в Милане (Италия) запустили проект Piazze Aperte («Открытые площади»). Он направлен на то, чтобы к 2030 году в каждом районе появилась собственная пешеходная площадь. Менее чем за 5 лет в Милане создали 22 тыс. кв. метров пешеходных пространств — в том числе за счет автостоянок. Город распространил программу и на улицы. Многие из них были закрыты для движения машин в период пандемии, и теперь это сохранится и впредь.
  • В 2020 году в Боготе (Колумбия) обустроили 84-километровую сеть велодорожек для передвижения работников экстренных служб. К 2024 году в городе планируется проложить в общей сложности 830 км велосипедных дорожек. Ожидается, что доля поездок на велосипедах и других подобных средствах увеличится до 50% (от общего числа поездок).
  • В 2020 году в историческом районе Кито (Эквадор) преобразовали 1,8-километровый участок улицы Виракоча. Местный художник изобразил на асфальте разноцветные точки, по его задумке, они создают ощущение «общего пространства» между автомобилистами, велосипедистами и пешеходами. Проект также предусматривал расширение тротуаров за счет парковочных мест, увеличение числа пешеходных переходов и сужение полос для транспорта. Меры принесли результат: более 68% жителей теперь чувствуют себя в безопасности, переходя дорогу в этом месте.

В России

  • Пандемия укрепила тренд «город в городе», подразумевающий наличие школ, детских садов, поликлиник, офисных центров рядом с жилыми кварталами, считают специалисты. В случае эпидемиологической опасности локальные экосистемы могут препятствовать распространению инфекции.
  • Во время санитарных ограничений придомовая территория стала одновременно местом прогулок, парком и спортплощадкой. Это сформировало у жителей Москвы более высокие требования к функционалу дворов. 
  • Пандемия привела к большим сложностям в пересечении границ, что усилило внутренний туризм. В регионах появился запрос на благоустройство зон отдыха — в том числе набережных. Например, в Саратове в 2021 году завершилось благоустройство новой набережной: раньше на этом отрезке берега находилась промзона. В Новгородской области разработан комплексный план благоустройства Старой Руссы, где велась реконструкция набережной и восстановили старую площадь. В целом к 2030 году в России планируется улучшить показатель качества городской среды на 30%.

Почему это важно

Устройство городского пространства влияет не только на распространение вирусов и качество воздуха, но и на психику жителей.

  • У детей, живущих в более озелененной местности, риск психических расстройств оказался ниже, чем у сверстников из менее экологичных населенных пунктов. Исследование датских ученых затронуло почти миллион человек. Специалисты обратились к спутниковым снимкам, сделанным с 1985 по 2015 год, чтобы установить количество насаждений вокруг детских домов. Затем ученые сопоставили эту информацию с данными о том, какие расстройства развились у детей в более позднем возрасте. Там, где было много растений, риск развития расстройств у детей оказался на 55% ниже: такую зависимость проследили по всей Дании
  • Даже небольшое увеличение диоксида азота в воздухе делает на 32% более вероятным лечение у психиатров, следует из исследования британских специалистов. При этом риск госпитализации повышается на 18%. В замерах приняли участие 13 тыс. жителей Лондона.
Копировать ссылкуСкопировано