КапиталДетали

Сыграли в ящик: Samsung и LG выбыли из топ-3 на рынке телевизоров в России. Как бренды российских ритейлеров захватывают рынок

Собственные торговые марки ритейлеров (СТМ) заняли 22,6% на рынке телевизоров в России. В минувшем году лидерами были Samsung и LG, но спрос на устройства брендов упал из-за прекращения прямых поставок и роста цен.

Что произошло

С начала 2023-го продажи телевизоров в России в штуках выросли на 6,6%, а в денежном выражении, наоборот, упали на 30%. Это связано с сокращением продаж устройств премиум-сегмента, в частности, LG и Samsung. 

Контекст

В 2022-м в лидерами по продаже телевизоров были Samsung, LG и собственные торговые марки ритейлеров (СТМ). В 2023 году «ландшафт брендов» изменился: на первое место вышли СТМ, в топ-3 также оказались Xiaomi и Haier. 

Тенденция

За 10 недель 2023 года на собственные торговые марки ритейлеров (СТМ) пришлось 22,6% рынка. Эксперты ожидают, что к концу года СТМ в сегменте телевизоров займут половину рынка: ассортимент у них шире, а цена — ниже. 

Расклад сил

В феврале 2022 года продажи российских брендов бытовой электроники, например Digma и Oklick, выросли на 81% по сравнению с 2021-м. На глобальном рынке телевизоров доминируют LG и Samsung.

Что произошло

  • За первые 2,5 месяца 2023 года продажи телевизоров в России в штуках выросли на 6,6% и достигли показателя в 1,55 млн, пишет «Коммерсант». 
  • Особенно сильный рост продаж показали китайские и российские производители, а также собственные торговые марки ритейлеров (СТМ). 
  • При этом в денежном выражении за тот же период рынок сократился на 30% — до 39,1 млрд рублей. Это связано с сокращением продаж устройств премиум-сегмента, таких как LG и Samsung, из-за отсутствия прямых поставок и увеличения цен. По оценкам представителей отрасли, продажи LG в январе упали в штуках на 74%, а Samsung — на 68%. 
  • За первые 10 недель 2023-го на СТМ пришлось 22,6% продаж телевизоров в штуках, на Xiaomi — 9,6%, на Haier — 8,4%, на Hisense — 6,5%, на Samsung — 5,6%. В прошлом году лидерами были Samsung, LG и СТМ.

Контекст

  • По данным компании «Ситилинк», за 2022-й в России продали 6,8 млн телевизоров. Это на 2% меньше, чем в 2021 году. По данным Merlion,  рынок телевизоров в 2022-м снизился на 5% в штуках и на 9% в деньгах.
  • Самыми популярными телевизорами у «Ситилинк» в прошлом году стали южнокорейский бренд Hyundai, российский бренд Sunwind (производитель — Merlion ) и китайский Xiaomi. В 2021-м в тройку лидеров входили LG, Samsung и Hyundai. 
  • Эксперты сравнивают нынешнее изменение «ландшафта брендов» с ситуацией в 2006–2008 годах, когда корейские компании пришли на смену европейским и японским. 
  • Изменения фиксировали еще по итогам первого полугодия 2022-го: за этот период доля Samsung на российском рынке сократилась с 24,8% до 7,6%, а доля LG — с 21,6% до 10,1%. У отечественных брендов Dexp, Novex, а также у китайских Xiaomi и Haier продажи, наоборот, росли. 

Тенденция

Если за 2,5 месяца 2023 года на собственные торговые марки ритейлеров пришлось 22,6% рынка, то к концу года доля СТМ может увеличиться до 50%, считают эксперты. 

  • Бизнес-аналитики отмечают, что за год их доля выросла почти вдвое: на данный момент почти каждый четвертый продаваемый телевизор в России — СТМ. 
  • В аналитическом центре GS Group утверждают, что несмотря на то, что СТМ в сегменте телевизоров займут половину рынка, LG и Samsung не потеряют свои позиции в премиум-сегменте. У СТМ число более дешевых моделей телевизоров с небольшой диагональю выше, а также нет наценки за популярный бренд, однако в технологическом плане с LG и Samsung сложно конкурировать, считают эксперты. Кроме того, у СТМ количество брака больше, чем у других брендов, пишет Forbes.  
  • Вместе со спросом растет и ассортимент СТМ-товаров. Так, «М.Видео-Эльдорадо» в 2022 году увеличил номенклатуру товаров Novex и Hi примерно на 400 наименований (речь идет не только о телевизорах). К примеру, на СТМ приходится 46% продаж холодильников с верхней морозильной камерой и 20% аксессуаров для аудио- и видеотехники.

Расклад сил

  • В России спрос в целом на электротовары под брендами ритейлеров кратно увеличился еще в 2022 году. Например, в «Ситилинке» продажи техники под брендом ритейлера Sunwind выросли в 1,5 раза по сравнению с 2021-м. Сам дистрибьютор Merlion фиксировал рост продаж продукции под собственным брендом примерно на треть. 
  • О росте интереса клиентов к российским брендам бытовой техники «Ситилинк» сообщал еще в апреле 2022-го. Так, продажи брендов Digma, Oklick, Starwind, Sunwind и PC PET (торговые марки группы Merlion) в натуральном выражении в феврале прошлого года выросли на 81% по сравнению с 2021-м. 
  • На мировом рынке телевизоров крупнейшим игроком остается Samsung — благодаря регулярному обновлению линейки телевизоров. Следом идет LG: в первой половине 2022-го совокупная доля LG и Samsung на мировом рынке составила 48,9%. 
  • Samsung удалось укрепить лидерство в сегменте телевизоров с большой диагональю и устройств премиум-класса. Так, компания продала более 30 млн QLED-телевизоров, также на долю Samsung пришлось 48,6% сегмента телевизоров с диагональю 80 дюймов и более.
  • Дешевые альтернативы таким брендам, как Samsungs и LG, предлагают китайские компании. Во втором квартале 2022-го доля TCL на рынке составила 8,7%, а доля Hisense — 8,2%. 
  • Кроме того, китайские компании быстрее внедряют новые технологии. Например, доля TCL на рынке QLED-телевизоров, где лидером является Samsung, за 3 года выросла с 0,9% до 13,9%. 
  • В целом с января по июнь 2022 года на глобальном рынке телевизоров аналитики зафиксировали снижение общего объема продаж на 6% — до $31 млрд — по сравнению с аналогичным периодом 2021-го. При этом спрос растет только на телевизоры больших размеров: так, продажи устройств с диагональю экрана более 75 дюймов подскочили на 21%. 

Фото обложки: Сергей Бобылев / ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано