КапиталДетали

Суперъяхты бьют рекорды по спросу и размеру. Какие суда покупали миллиардеры в 2021 году

В ближайшие годы на воду спустят более тысячи суперъяхт, количество заказов стремительно растет. 

Владельцев роскошных судов обвиняют в сверхпотреблении, которое наносит ущерб окружающей среде.

Что произошло

Продажи суперъяхт в 2021 году рекордно выросли на фоне пандемии.

Тенденция

Спущенные на воду за последние месяцы суперъяхты вошли в рейтинг самых больших яхт в мире.

Но при этом

Экологи обвинили владельцев суперъяхт в нежелании нести ответственность за глобальное потепление наравне с остальными жителями планеты.

Прогнозы

Эксперты считают, что в ближайшие годы яхты станут больше, но экологичнее.

Что произошло

В 2021 году количество строящихся суперъяхт достигло максимума за всю историю. Согласно отчету Global Order Book, заказов стало на 25% больше, чем годом ранее.

  • Всего планируется построить 1200 суперъяхт. 27 из них будут иметь длину более 100 метров.
  • Эксперты отмечают, что на спрос повлияло не только желание людей изолироваться во время пандемии, но и переход большинства встреч в Zoom, что позволяет вести бизнес из любой точки планеты.

Рынок никогда не был таким оживленным, а я 20 лет в индустрии. Многие говорят, что ценят безопасность нахождения на яхте во время пандемии. Но дело еще и в том, что раньше люди проводили слишком много времени в офисе, чтобы подобная покупка окупилась, теперь же они могут работать где угодно.

Уилл Кристи
брокер по продаже суперъяхт

Тенденция

Суперъяхты размером более 100 метров строятся редко и, как правило, список самых больших яхт в мире годами остается неизменным. Однако в 2021 году в него все-таки попали новички.

  • Solaris (140 м) — яхта-эксплорер была построена на верфи Lloyd Werft, ходовые испытания проходили в Северном море. Экстерьер разработан австралийским дизайнером Марком Ньюсоном. У яхты стальные корпус и надстройка, восемь палуб из тикового дерева, большая вертолетная площадка и просторный бич-клаб на корме. Сообщается, что принадлежит судно Роману Абрамовичу.
Solaris Фото: Carl Groll / imago-images / TASS
  • Dream Symphony (141 м) — самая большая парусная шхуна построена турецкой верфью Dream Ship Victory. Корпус яхты склеен из дерева и ламинирован с использованием новейших эпоксидных и композитных материалов. На главной палубе расположены мастер-каюта, салон и офис. На нижней палубе — спа, тренажерный зал и процедурные кабинеты. На яхте есть бассейн, который при необходимости превращается в танцпол.
  • В ближайшие годы в список, вероятно, войдет яхта REV Ocean норвежского миллиардера Кьелла Инге Рёкке. Она будет иметь длину 183 метра и потеснит нынешнего лидера — суперъяхту Azzam (179,83 м), которая принадлежит шейху Халифе ибн Зайд аль-Нахайяну из ОАЭ. Яхту оснастят техническим и научным оборудованием, которое позволит изучать воздействие на океан выбросов CO2 и неограниченного промысла.
Фото: REV Ocean / Facebook
  • Основатель Amazon Джефф Безос в 2021 году приобрел 127-метровую парусную яхту Y721 голландской компании Oceanco. Примерная стоимость судна составляет $500 млн.
Фото: mhyc-lakeerie.com

Но при этом

Многие критикуют миллиардеров, отмечая, что элита не готова разделить с остальным обществом ответственность за изменение климата. В частности, речь идет об углеродном следе от суперъяхт и частных самолетов.

  • Хотя по сравнению с общим количеством выбросов карбоновый след, производимый сверхбогатыми бизнесменами, незначителен, это имеет символическое значение, говорит профессор университета в Индиане Ричард Уилк. По его словам, поведение мультимиллиардеров — яркий пример сверхпотребления.
  • Эмиссионный след миллиардеров в тысячи раз больше следа рядового жителя планеты, утверждают ученые. Если один человек производит в среднем 5 тонн СО2 в год, то, например, Роман Абрамович ответственен за 33,9 тонны парниковых газов, попавших в атмосферу в 2018 году. При этом две трети выбросов приходилось на его яхту Eclipse.
  • Экономисты призывают правительства к действию и предлагают ввести для супербогатых новые налоги и правила, хотя они и понимают, что при такой мобильности денег осуществить это будет крайне сложно.

Прогнозы

Дизайн яхт в последние годы претерпел сильные изменения. Из-за обилия стекла и внедрения современных технологий они стали похожи на космические корабли. Однако это не единственное изменение. Владельцы суперъяхт все чаще стали задумываться об экологичности.

  • Пока водородные или электродвигатели обходятся владельцам яхт дороже классических двигателей внутреннего сгорания, но в ближайшее время ситуация может измениться, говорит дизайнер Эспен Ойно.

По утверждению производителей, через 10 лет цены сравняются. Я считаю, что достичь цели и сделать яхтинг экологически чистым можно, постепенно принимая меры в самых разных областях — от индустрии двигателей до продвижения более экологичных по своей сути корпусов яхт.

Эспен Ойно
директор и основатель Espen Øino International
  • Популярность вновь завоевывают парусные суда, говорит директор направления «Яхты и авиация» студии Winch Design Джим Диксон. Также заказчики интересуются солнечными батареями и электродвигателями.
  • Производители в свою очередь стремятся сделать более экологичной внутреннюю отделку яхт.

Мы узнали, что бархат можно делать из переработанных пластиковых бутылок, деревянную мозаику маркетри можно сделать не из редких пород дерева, а из крашеной черной соломы, ткани для отделки интерьера — из переработанных рыбацких сетей.

Джим Диксон
директор направления «Яхты и авиация» студии Winch Design

При этом дизайнеры сходятся во мнении, что в ближайшее время размеры яхт, вероятно, будут только расти.

Копировать ссылкуСкопировано