КиберпанкДеталиЗрелища и хлеб

Стриминги ужесточают правила роялти для правообладателей: в чем суть нововведений и сколько музыканту можно заработать на сервисах

Об изменениях в политике выплат заявили в Spotify и Deezer. 

Представители компаний заявляют, что новая стратегия позволит уйти от различных мошеннических схем и прибавит прибыль профессиональным музыкантам. По словам же самих авторов, этих выплат «не хватит даже на чашку чая».

Что происходит 

В мировой музыкальной индустрии назревает серьезный конфликт: сразу несколько крупных стримингов планируют изменить условия выплат правообладателям за прослушивание композиций. Руководство платформ уверяет, что новые правила пойдут на пользу музыкантам, но в самой отрасли считают, что нововведения полностью лишат заработка большинство музыкантов. 

Как пишет The Verge, новые правила с 2024 года намерен ввести Spotify — крупнейший стриминговый сервис в мире. 

  • Первое и важное изменение в том, что теперь треки будут приносить гонорары, только если их прослушают определенное количество раз (сколько конкретно — представители сервиса не уточняют). Сейчас каждое прослушивание песни, вне зависимости от ее общей популярности, приносит прибыль.
  • Помимо этого, Spotify вводит штрафы для дистрибьюторов, продвигающих свой контент мошенническими способами (например, через «стриминговые фермы»).
  • Еще одно нововведение — монетизация аудиороликов только после 30 секунд проигрывания: это правило коснется только «немузыкального контента» (белый шум, пение птиц, шум воды и пр.).

В сентябре о введении экспериментальной модели роялти, «ориентированной в первую очередь на артистов», объявила и французская стриминговая платформа Deezer. Сервис будет в приоритетном порядке продвигать профессиональных и популярных артистов. Те, у кого не менее 1 тыс. воспроизведений песен и более 500 уникальных слушателей в месяц, будут получать в 2–4 раза больше. 

Что говорят 

В Spotify заявили, что новая стратегия позволит уйти от схем «накрутки» и высвободить около $1 млрд на дополнительные выплаты музыкантам. 

В Deezer утверждают, что их новая модель роялти позволит сократить доходы тех, кто не связан с музыкальной отраслью, но с помощью «различных схем» зарабатывает на стримингах миллионы. 

Это масштабное изменение в работе всей музыкальной индустрии: нельзя, чтобы за 30 секунд записи шума стиральной машины платили столько же, сколько за последний сингл Гарри Стайлса. 

Джеронимо Фольгейрагенеральный директор Deezer 

Многие крупные правообладатели считают, что Spotify и Deezer двигаются «в правильном направлении, однако еще есть над чем работать»: например, можно увеличить выплаты — сейчас воспроизведение одной композиции приносит автору около $0,003. 

Музыканты «поменьше», которых на сервисе большинство, не поддерживают новую политику стримингов: 98% прослушиваний всех треков на потоковых сервисах приходится на 10% «крупных» авторов-исполнителей. Остальным выплат роялти «не хватает даже на чашку чая», утверждают представители отрасли. 

Музыканты неоднократно требовали обнародовать данные о бизнесе стримингов — проверить справедливость распределения средств между платформами, лейблами звукозаписи и авторами. Эти жалобы даже были озвучены в парламенте Великобритании, но дальше представления отчета перед депутатами дело не пошло. 

Согласно неофициальным оценкам, сейчас доля доходов сервисов от потокового вещания составляет около 30–35%, а выплаты правообладателям делятся так: более 55% получают лейблы, а оставшаяся часть распределяется между исполнителем и авторами музыки. 

В цифрах 

  • Между тем для многих музыкантов стриминги стали основным источником дохода — по данным Международной конфедерации обществ авторов и композиторов (CISAC), в 2022 году сборы цифровых роялти выросли почти на треть — до €4,2 млрд. При этом «живые» выступления (концерты, выставки и пр.) принесли правообладателям около €2,68 млрд. 
  • Основная доля музыкального стриминга в мире принадлежит Spotify — около 30%. В феврале 2023-го этот сервис стал первым музыкальным стримингом, который собрал больше 200 млн платных подписчиков. Еще 295 млн человек пользовались сервисом бесплатно с рекламой.
  • Часть любителей музыки выбирают Apple Music: эта платформа, в отличие от Spotify, скрывает точные данные о количестве своих платных пользователей, однако аналитики предполагают, что к 2025 году этот показатель может составить 110 млн. 
  • Потоковым сервисом YouTube Music пользуются около 80 млн человек. В 2022-м платформа запустила и подкасты, но пока только в США.

В России 

В России присутствует несколько крупных отечественных игроков музыкального стриминга — «Яндекс Музыка», «VK Музыка», «Звук» и «МТС Музыка». Число их пользователей за прошлый год серьезно увеличилось: например, сервис «Звук», который входит в подписку «Прайм» от «Сбера», зафиксировал рост аудитории на 30%. 

В большинстве случаев российские стриминги, так же как и иностранные, приносят российским исполнителям и авторам «чисто символические» суммы, но представители отрасли все равно считают нынешнюю ситуацию «меньшим злом», если сравнивать с «достриминговыми» временами, когда контент скачивали с торрентов и форумов и музыканты не получали с этого ни единой копейки. 

Как уточняют опрошенные эксперты, внушительные суммы получают только те, кто сотрудничает с крупными лейблами, а у большинства музыкантов, особенно тех, кто работает без продюсеров, заработок с одного успешного релиза может не превысить 50–100 тыс. рублей.

Фото обложки: Andreu Dalmau / EPA / TASS

Копировать ссылкуСкопировано