Правила игрыДетали

США против BigTech: власти лоббируют законопроект о конкуренции в отношении крупнейших ИТ-компаний

«Американский закон об инновациях и выборе в интернете» уже одобрен Судебным комитетом Сената. В случае принятия, он серьезно ограничит возможности Apple, Google, Amazon и Meta. 

Что происходит

В США рассматривают законопроект о конкуренции в сфере технологий. Его уже одобрил Судебный комитет Сената.

Детали

Законопроект направлен против монопольных решений ИТ-компаний. Он запрещает отдавать предпочтение своим собственным продуктам и услугам, а также дискриминировать конкурентов. 

Что говорят

Apple и Google считают, что документ угрожает безопасности и конфиденциальности пользователей.

Мировая практика

С доминирующим положением крупнейших игроков на технологическом рынке борются также в ЕС, Китае и России.

Что происходит

Судебный комитет Сената США проголосовал за принятие законопроекта о конкуренции в сфере технологий, который получил название «Американский закон об инновациях и выборе в интернете».

  • 16 членов комитета проголосовали «за» и 6 — «против». Среди тех, кто поддержал инициативу, оказались и демократы, и республиканцы.
  • В дальнейшем законопроект должен утвердить Сенат в полном составе.
  • Документ был представлен обеими партиями, что значительно увеличивает вероятность его принятия верхней палатой.
  • Кроме того, Белый дом поддерживает усилия по защите конкуренции в технологической сфере, пишет CNBC.
  • В Сенате считают, что это первый крупный законопроект о конкуренции в области технологий, представленный на рассмотрение палаты, «с момента появления интернета». 
  • Принятие документа означает серьезные последствия для группы американских ИТ-гигантов, включая Apple, Alphabet (материнская компания Google), Amazon и Meta, — так называемой Big Tech.

Детали

  • Законопроект запрещает технологическим платформам отдавать предпочтение своим собственным продуктам или услугам, ставить в невыгодное положение конкурентов или дискриминировать компании, которые используют эти платформы.
  • Это означает, например, что корпорации (Google или Amazon) не смогут ставить в поисковом рейтинге собственные продукты или услуги выше тех, что предлагают конкуренты, а на iPhone и iPad можно будет загружать игры и приложения из альтернативных онлайн-магазинов, а не только из фирменного магазина Apple — App Store.
  • Кроме того, в случае принятия, закон предоставит антимонопольным службам США (включая Антимонопольный комитет Минюста США) «мощные и гибкие инструменты»: они смогут добиваться судебных запретов, вводить гражданско-правовые санкции в отношении компаний и даже применять временные чрезвычайные меры.
  • Как пишет The Washington Post, этот законопроект — своего рода проверка способности Конгресса принимать постановления, направленные против влияния технологических гигантов.

Что говорят

Компани Big Tech критикуют представленный  законопроект.

  • Корпорация Apple направила письма нескольким высокопоставленным сенаторам, предупреждая об угрозе безопасности и конфиденциальности пользователей в случае принятия документа/ Гендиректор компании Тим Кук лично разговаривал с одним из сенаторов. Кук обеспокоен тем, что, в случае принятия законопроекта, сторонние приложения могут не предложить пользователям отказаться от отслеживания их действий, как это делает Apple на своих устройствах.
  • В Сенате отметили, что законопроект не обязывает Apple разрешать загружать непроверенные приложения на своих устройствах, а сама компания в состоянии обеспечить безопасность пользователей. Некоторые считают, что опасения Apple — лишь попытка сохранить свою монополию в магазине приложений для взимания огромной комиссии с разработчиков.
  • В Google говорят не только о рисках для безопасности, но и о подрыве конкурентоспособности всей страны. Каждый день миллионы американцев используют такие бесплатные онлайн-сервисы, как Google Search, Maps и Gmail, однако новое законодательство может повредить этим и другим популярным сервисам, сделав их «менее полезными и менее безопасными», заявил главный юридический директор Google Кент Уокер. «По факту, документ, похоже, навязывает бесплатные услуги в пользу услуг, за которые потребители должны платить», — добавил он.
  • Эту точку зрения частично поддерживают два сенатора из числа демократов. Они считают, что законопроект несправедливо регулирует политику только BigTech, тогда как на маленькие компании он не повлияет. Это может создать новые риски для конфиденциальности данных потребителей, утверждают сенаторы.
  • Свыше 35 средних и малых технологических компаний, включая Yelp, DuckDuckGo, Sonos, Spotify, Proton, Match Group, высказались в поддержку законопроекта.

Американский закон об инновациях и выборе в интернете нацелен на самопредпочтение, чтобы помочь восстановить конкуренцию на цифровом рынке и устранить барьеры для потребителей при выборе услуг, которые они хотят.

Мировая практика

Борьба с доминирующим положением технологических компаний в целях защиты конкуренции идет не только в США, но также в ЕС, Китае и России.

  • Власти КНР проводят жесткую политику в отношении ИТ-компаний. За нарушение антимонопольного законодательства в начале января 2022 года были оштрафованы Tencent, JD.com, Bilibili, Pinduoduo и Alibaba Group. Последнюю корпорацию  китайские регуляторы оштрафовали также в апреле 2021 года на рекордные в истории страны $2,8 млрд в рамках антимонопольного расследования.
  • В ноябре 2021-го Европейский суд поддержал решение Еврокомиссии оштрафовать Google на €2,4 млрд за нарушение антимонопольных правил ЕС. В Еврокомиссии утверждают, что результаты поиска товаров через Google искажались в пользу собственного сервиса компании Google Shopping. Также ЕК обвиняла в нарушении антимонопольных правил Apple.
  • В том же году, в апреле, Федеральная антимонопольная служба России возбудила дело против Google в связи с блокировкой аккаунтов и удалением контента пользователей YouTube (платформа принадлежит Google). ФАС указала на отсутствие предупреждения и обоснования действий со стороны видеохостинга и отметила, что «такое поведение может привести к ущемлению интересов пользователей и ограничению конкуренции на смежных рынках».
  • В августе 2020-го члены ИТ-коалиции («Авито», Drom.ru, «Туту.ру», «Циан», ivi, Profi.ru, Zoon.ru и «2ГИС») в России подали в ФАС жалобу на «Яндекс», который, по их мнению, продвигает в своем поисковике собственные сервисы с помощью подсвеченных виджетов. 20 января 2022 года «Яндекс» заключил с ФАС мировое соглашение, выполнив все требования службы. 

Фото: AP / EPA / TASS