Что произошло
Петицию против новой системы оплаты труда Wildberries подписали 38 тыс. человек. Ее авторы заявили, что если условия не поменяют, в забастовке примут участие 8 тыс. человек.
Аргументы
Летом компания ввела новые нормы оплаты труда, из-за этого, по словам авторов петиции, в месяц сотрудники теряют от 10 тыс. до 40 тыс. рублей.
Контраргументы
В компании утверждают, что за счет новой системы зарплата сотрудников в августе выросла на 30%, а 90% персонала получили повышенную премию.
Тенденция
В последнее время сотрудники компаний по всему миру нередко устраивают забастовки — обычно из-за низких зарплат.
Что произошло
На Change.org появилась петиция против новых норм оплаты труда в компании Wildberries, к 27 сентября ее подписали уже более 38,4 тыс. человек. Авторы петиции заявили, что если их не услышат, то до 80% пунктов выдачи заказов (ПВЗ) компании объявят забастовку, а на работу не выйдут примерно 8 тыс. человек. Об этом сообщает Forbes.
- Петиция появилась 15 сентября, за день до этого в течение 6 часов не работало несколько сотен пунктов выдачи в знак протеста против новых правил компании, пишет Forbes.
- По информации от источника издания, акцию поддержали в 40 городах России, в частности в Улан-Удэ, Чите, Красноярске, Уфе, Москве и Санкт-Петербурге. Другой источник в компании утверждает, что речь идет о 20 пунктах выдачи в России.
Аргументы
Недовольство сотрудников Wildberries вызвано новой системой мотивации и оплаты труда менеджеров пунктов самовывоза (KPI), которую внедрили 1 июля 2021 года. В ней за норму приняли скорость обработки поступившего на ПВЗ товара, то есть, по сути, работу менеджеров склада. Поработав с новой системой некоторое время, работники обнаружили в ней ряд недостатков.
- По словам сотрудников компании, в ПВЗ в среднем ежедневно заказы поступают от одного до четырех раз. Согласно новым правилам, сотруднику необходимо за час принять товары, просканировать их и разложить по ячейкам хранения. Параллельно с этим менеджер склада должен выдавать товары клиентам, принимать оплату за них, а также осуществлять возвраты.
- Один из авторов петиции отмечает, что человеку физически сложно выполнять все эти действия одновременно, а закрывать пункт выдачи на время приема товаров запрещено. При этом, по его словам, товары могут поступать в разном количестве — от 10 артикулов до 5 тыс., и со всеми, согласно введенным нормам, необходимо разобраться за час.
- Сотрудники Wildberries утверждают, что из-за новой системы они стали больше перерабатывать — ежедневно работники проводят на смене по 15–16 часов, а за переработки им не доплачивают.
- Если сотрудник не справляется за час, его могут депремировать, по словам работников Wildberries, премия — это основная часть зарплаты.
- По словам авторов петиции, в августе 2021-го менеджеры крупных пунктов недополучили около 40 тыс. рублей, а мелких — 10 тыс. рублей.
Контраргументы
- Как сообщили в Wildberries, благодаря новой системе KPI в августе зарплата сотрудников выросла на 30% в годовом выражении, а 90% работников получили повышенную премию.
- При этом компания заявила, что доплатила сотрудникам, чья работа не дотягивала до новых норм KPI. «Так как это новые KPI, мы, конечно же, пошли навстречу нашим коллегам, и в рамках переходного периода им уже была произведена доплата до их среднего дохода», — заявили в Wildberries. Составители петиции подтвердили, что руководство выплатило разницу, но ее получили только 75% сотрудников.
- «Свыше 90% подписавшихся под петицией не являются сотрудниками компании, так как Change.org никак не идентифицирует пользователей. Мы на связи с сотрудниками ПВЗ сразу после появления петиции и считаем данный инцидент полностью исчерпанным. Слова анонимного источника о том, что якобы 8 000 человек выйдут на забастовку, ничем не подтверждены и являются вымыслом», — заявили в компании.
- 17 сентября текущего года на канале «Москва 24» сотрудница одного из ПВЗ рассказала, что новые правила позволили ей за месяц получить более 190 тыс. рублей. Один из работников пункта выдачи отметил, что таких зарплат никогда прежде у работников не было.
Тенденция
За последние годы сотрудники различных компаний стали регулярно устраивать забастовки, обычно это было связано с пандемией коронавируса: нередко работодатели урезали расходы и корректировали правила работы, объясняя это сложностями из-за эпидемии.
- В 2020 году курьеры сервиса доставки Delivery Club несколько раз устраивали забастовки. В частности, летом они собрались у здания Mail.ru Group, утверждая, что им не выплачивают зарплату на протяжении 2 месяцев. Осенью курьеры бастовали против системы штрафов, согласно которой сотрудников наказывали, если они отказывались принимать заказ из другой логистической зоны, хотя за это им не доплачивали. В результате компания обещала поменять правила для сотрудников.
- В 2020 и 2021 году прошло несколько забастовок сотрудников онлайн-ритейлера Amazon в разных странах мира. В прошлом году забастовки, в частности, прошли в Германии и США. В марте 2021-го в Италии от 30 тыс. до 40 тыс. человек приняли участие в однодневной забастовке — они требовали от работодателей улучшений условий труда, а от покупателей — на сутки отказаться от покупок на Amazon.
- Весной 2021-го в Грузии на заводах по розливу минеральной воды «Боржоми» несколько сотен рабочих объявили забастовку с требованием повысить зарплату и улучшить условия труда. В результате им удалось достичь договоренности с начальством.