Что произошло
Японский торговый дом Itochu Corp. «случайно» удвоил коэффициент рождаемости среди своих сотрудников, выяснил Bloomberg. Дело в том, что более 10 лет назад работникам компании запретили работать допоздна.
Детали
В 2022 году руководство Itochu также сократило продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов. Так сотрудницы после родов могут совмещать работу и уход за ребенком.
Что говорят
Некоторые крупные японские компании последовали примеру Itochu. Например, в Mitsui Sumitomo Insurance заявили, что вводят систему поощрений: сотрудникам, которые выполняют работу ушедших в отпуск по уходу за ребенком, будут выплачивать до ¥100 тыс.
Контекст
За последние 40 лет показатель рождаемости в Японии сократился почти вдвое. Так, в 2022 году в стране родились 799,72 тыс. человек. Это самый низкий показатель за всю историю наблюдений.
Что произошло
- Японский торговый дом
Itochu Corp. более 10 лет назад запретил своим сотрудникам работать допоздна, чем спровоцировал бэби-бум, выяснил Bloomberg. - В 2010 году гендиректором Itochu стал Масахиро Окафудзи, который сделал повышение производительности главным приоритетом торгового дома. Его подход многие называли «нелогичным»: Окафудзи запретил работу в офисе после 8 вечера и отменил отработки в случае опозданий.
- Охранники и сотрудники отдела кадров по вечерам регулярно осматривали офис Itochu в Токио и призывали людей расходиться по домам. Тем, кто отказывался покидать рабочее место, советовали на следующий день прийти пораньше — за это можно было получить дополнительную выплату.
- Тактика Окафудзи сработала. К 2021 году компания, бизнес которой варьируется от сети круглосуточных магазинов до торговли металлами, зафиксировала более чем пятикратный рост прибыли в расчете на одного сотрудника.
- К удивлению руководства Itochu, произошло еще одно изменение: число сотрудниц, которые взяли отпуск по беременности, родили детей и вернулись на работу, значительно возросло. Так, коэффициент рождаемости в Itochu удвоился с 2010 года и на данный момент составляет почти 2 ребенка на одну работающую женщину. Это намного больше, чем средний показатель по всей Японии (1,3), отмечает Bloomberg.
Детали
- Япония известна своей культурой труда, которая предполагает «изнурительную работу в офисе», пишет Bloomberg. Многим женщинам приходится увольняться, чтобы завести семью и ребенка.
- Запрет Itochu на работу по вечерам и ночам ослабил давление на коллектив. После пандемии коронавируса сотрудникам торгового дома также предоставили возможность работать 2 дня в неделю дистанционно. Кроме того, в 2022 году руководство Itochu сократило продолжительность рабочего дня с 8 до 6 часов.
- И если в большинстве японских компаний беременность фактически означает конец карьеры для женщины, то в Itochu многие сотрудницы возвращаются на работу — благодаря сокращенному графику и возможности отдать ребенка в детский сад, который торговый дом открыл рядом с офисом в Токио.
- Одна из сотрудниц Itochu Анна Фуруя рассказывает, что вернулась из декретного отпуска в 2013 году и «чувствовала себя изгоем всякий раз, когда уходила домой раньше коллег». Дело в том, что тогда компания только начинала проводить внутренние реформы, новые правила еще не успели «прижиться», говорит Фуруя. Сегодня же она «невероятно довольна» своей жизнью работающей матери: иногда 38-летняя женщина начинает свой рабочий день в офисе в 6:30 утра и уходит около 16:00 — чтобы провести время с 9-летним сыном, сделать с ним домашнее задание и приготовить ужин. По ее словам, людям, которые воспитывают детей, действительно необходимо «перенести свою жизнь на более раннее утро, чтобы быть более эффективными».
- Работающие мужчины Itochu также «более вовлечены в процесс создания семьи», пишет Bloomberg: 50% сотрудников-мужчин хотя бы раз брали отпуск по уходу за ребенком. Для сравнения: по всей Японии этот показатель составляет 14%.
Что говорят
- Резкий скачок рождаемости привлек внимание члена правления Itochu Ацуко Мураки, которая ранее работала в Министерстве здравоохранения, труда и благосостояния Японии. В 2022 году Мураки призвала компанию обнародовать внутреннюю статистику рождаемости и попытаться донести до общества мысль о том, что воспитание детей и карьера — не обязательно исключающие друг друга вещи. Общественность отреагировала неоднозначно. Некоторые даже раскритиковали компанию за вмешательство в личную жизнь сотрудников и нечувствительность к тем, кто страдает от проблем с репродуктивной системой.
- При этом некоторые крупные японские компании приняли решение последовать примеру Itochu. Например, в этом году страховая компания Mitsui Sumitomo Insurance заявила, что вводит систему поощрений: сотрудникам, которые выполняют работу ушедших в отпуск по уходу за ребенком, будут выплачивать до ¥100 тыс. ($700).
- Японская кадровая компания Recruit Holdings Co. сообщила, что теперь позволяет сотрудникам большую часть времени работать из дома и брать дополнительные выходные.
- Крупные компании, как правило, более активно реформируют график работы, говорят эксперты. Так, почти треть японских компаний со штатом более 1 тыс. человек предлагают своим сотрудникам гибкий график работы. Среди компаний со штатом не более 100 человек этот показатель составляет 10%.
- При этом некоторые аналитики сомневаются в том, что успех Itochu можно повторить на уровне страны. Главная причина снижения рождаемости — в отсутствии финансовых средств, а сотрудники Itochu — «довольно состоятельные люди, которые могут позволить себе детей». Торговые дома действительно предлагают одни из самых высокооплачиваемых рабочих мест в Японии. Средний годовой доход человека, работающего в Itochu в 2023 году, составит ¥17,3 млн. Это примерно в 4 раза превышает средний показатель по стране.
Контекст
- За последние 40 лет показатель рождаемости в Японии сократился почти вдвое. Так, по данным японского Минздрава, в 2022 году в стране родились 799,72 тыс. человек. Это самый низкий показатель за всю историю наблюдений.
- Премьер-министр Японии Фумио Кисида стремится остановить кризис, который сам называет «национальным». По данным властей, снижение рождаемости может привести к дефициту в 11 млн работников к 2040 году, а также к коллапсу национальной пенсионной системы. В апреле для решения этих проблем создали Агентство по делам детей и семей. А в июне Кисида пообещал выделить $25 млрд на борьбу с демографическим кризисом.
- Опыт Itochu и других японских компаний может позитивно сказаться на рождаемости внутри страны и «преподать несколько уроков» ее соседям в Восточной Азии, отмечает Bloomberg. Например, в Южной Корее уже несколько лет сохраняется самый низкий уровень рождаемости в мире. В 2022 году этот показатель снизился до 0,78, в то время как для нормального воспроизводства численности населения он должен достигать 2,1.
- В Китае суровая корпоративная культура также сказывается на желании женщин иметь детей. Многие сотрудники жалуются на систему «996» — работу с 9 утра до 9 вечера 6 дней в неделю. При этом работодатели все чаще идут навстречу сотрудникам. Так, например, в июне крупнейшая китайская туристическая компания Trip.com Group Ltd. заявила, что будет предлагать работникам ежегодные субсидии по уходу за ребенком в размере 10 тыс. юаней ($1,3 тыс.) за каждого новорожденного в возрасте до 5 лет — в дополнение к возможности работать на дому и другим пособиям.
Фото обложки: Kimimasa Mayama / EPA / TASS