Культурный кодДетали

Сокровища раздора с «Сан-Хосе»: опубликованы первые снимки драгоценностей с затонувшего галеона, на которые претендуют три страны

Свои права на сокровища с затонувшего судна предъявили Колумбия, Испания и Перу. Корабль потерпел крушение в начале XVIII века, но обнаружить его удалось лишь 7 лет назад.

Что произошло

В Колумбии показали подводные снимки, сделанные на месте обнаружения обломков испанского корабля «Сан-Хосе», затонувшего 300 лет назад.

Конфликт

Судно нашли в 2015 году, но до сих пор ведутся споры о том, кому принадлежат сокровища.

История вопроса

Галеон, доставлявший в Испанию золото и драгоценные камни из Нового Света, затонул в 1708 году после столкновения с английскими кораблями.

Тенденция

Исследователям уже удалось поднять с морского дна несколько знаменитых кораблей, но некоторые находки все еще покоятся под водой из-за судебных споров.

Что произошло

Власти Колумбии обнародовали фотографии испанского галеона «Сан-Хосе», который более 300 лет покоится на дне Карибского моря.

Фото: Colombian presidency
  • Судно находится на глубине около 950 метров. Чтобы сделать снимки, к нему отправили дистанционно управляемые аппараты.
  • Аппараты засняли сокровища, которые перевозил галеон. В частности, золотые монеты, фарфор и другую посуду, а также пушки.
  • Рядом с «Сан-Хосе» были найдены еще два судна: галеон колониальной эпохи и шхуна постколониального периода.

Конфликт

Обломки судна были обнаружены только в 2015 году, о находке объявил занимавший тогда пост президента Колумбии Мануэль Сантос. Подъем «Сан-Хосе» осложняется как минимум двумя факторами: большая глубина и наличие нескольких претендентов на сокровища.

  • Так как судно было обнаружено в колумбийских водах, власти страны полагают, что имеют права на находку. В свою очередь, испанская сторона ссылается на принципы международного права, согласно которым корабль, идущий под национальным флагом, остается собственностью государства даже после затопления.
  • После обнаружения корабля свои права на сокровища предъявили в Перу. Власти страны заявили, что золото было вывезено с территории их страны.
  • На долю претендуют и охотники за сокровищами из США, которые утверждают, что определили местоположение обломков за 30 лет до того, как Сантос объявил о находке.
  • Некоторые специалисты также полагают, что галеон следует оставить на дне моря ради его сохранности.

Он находился там 300 лет, хорошо сохранился и, несомненно, может простоять еще века, пока у нас не появятся технологии, опыт и ресурсы для выполнения работы по его подъему на поверхность.

Хуан Гильермо Мартин, профессор археологии в Колумбийском университете

История вопроса

Галеон «Сан-Хосе» — 60-пушечное судно испанского флота, спущенное на воду в 1696 году. Корабль входил в состав Золотой флотилии.

  • В 1708 году «Сан-Хосе» следовал из Огненной Земли в Испанию в составе флотилии из 17 кораблей. Неподалеку от берегов колумбийской Картахены они столкнулись с британскими кораблями. «Сан-Хосе» принял бой и был затоплен.
  • Вместе с кораблем на дно ушел и его ценный груз, а также почти вся команда. Точных данных о количестве золота и других ценностей, присутствующих на корабле, нет, но ученые предполагают, что галеон мог перевозить около 200 тонн груза, общая стоимость сокровищ может составлять порядка $10 млрд.

Тенденция

«Сан-Хосе» — не единственный обнаруженный корабль с сокровищами, который не могут поднять со дна из-за того, что страны годами спорят о правах на драгоценности. 

  • «Фрау Мария» — нидерландское парусное судно, потерпевшее кораблекрушение в 1771 году по пути в Россию. Корабль перевозил ценный груз для Эрмитажа: на борту находились картины голландских мастеров, приобретенные Екатериной II, золото и фарфор. Обломки судна были найдены в 1999 году в территориальных водах Финляндии. До сих пор ни корабль, ни ценности не были подняты на поверхность из-за споров о принадлежности груза между странами.
Фото: Дмитрий Кириченко / pinterest
  • Notre Dame de Deliverance — арендованное Испанией французское судно, потерпевшее крушение во время урагана у берегов Флориды в 1755 году. На борту находился груз с серебром, золотом, изумрудами и различные ювелирные изделия. Корабль был найден в 2003 году компанией Sub Sea Research из Портленда, однако все еще остается на дне. На судно и находящиеся на его борту сокровища претендуют Испания и Франция, прийти к соглашению до сих пор не удалось.

Другим кораблям повезло больше: спустя столетия после крушения они были успешно подняты на поверхность.

  • «Васа» — шведский военный корабль, затонувший в начале своего первого плавания в гавани Стокгольма в 1628 году. Судно пролежало на морском дне 333 года. Работы по его поднятию на поверхность начались в 1957 году, они заняли 4 года. Корпус судна и около 14 тыс. деревянных деталей были законсервированы по отдельности а затем установлены на штатные места на корабле. Сейчас корабль превращен в музей.
Фото: The Vasa Museum
  • «Мэри Роуз» — английская трехпалубная каракка, построенная при Генрихе VIII. Судно было спущено на воду в 1510 году и успело поучаствовать в нескольких морских сражениях во время Итальянских войн. В 1545-м судно затонуло на глубине всего около 12 метров в проливе Те-Солент вместе с большей частью команды. В 1982 году останки каракки были подняты — и спустя год их выставили на обозрение на Портсмутской исторической верфи.
Фото: The Mary Rose museum

10 июня стало известно, что специалисты идентифицировали судно, найденное в 2007 году у берегов графства Норфолк. Им оказался королевский военный корабль «Глостер», построенный в 1952 году и принимавший участие в морских сражениях во время войн с Испанией и Нидерландами. В 1982 году судно потерпело крушение, сев на мель. В этот момент на борту находился будущий король Яков II.

Фото: Norfolk Historic Shipwrecks / UEA

Фото обложки: Colombian presidency

Копировать ссылкуСкопировано