Объем несырьевого неэнергетического экспорта Москвы в 2020 году составил $39,86 млрд. Это почти четверть от общего показателя России в этом же сегменте — $161 млрд. Об этом в своем блоге сообщил мэр столицы Сергей Собянин.
Продукция из столицы отправлялась в 183 страны мира, среди которых значительную долю заняли:
- Китай – $3,49 млрд
- США – $2,48 млрд
- Казахстан – $2,65 млрд
- Беларусь – $2,4 млрд
- Германия – $1,23 млрд
- Япония – $1,12 млрд.
Детали
Больше всего из несырьевого неэнергетического экспорта в 2020 году предприятия столицы поставляли:
- полуфабрикаты металлов – $21,2 млрд;
- продукцию сельского хозяйства – $2,7 млрд;
- транспортные средства и комплектующие – $2,2 млрд;
- электронику и электротехнику – $1,9 млрд;
- неметаллические материалы и изделия – $1,7 млрд;
- машины и оборудование, химпром – по $1,2 млрд;
- пищевую, металлообрабатывающую и ювелирную промышленность, товары широкого потребления – по $1 млрд.
По словам Сергея Собянина, в целом объем экспорта московских предприятий вырос на треть. Такие высокие показатели он объяснил мерами поддержки столичной промышленности и процессом новой индустриализации.
Поддержка столичного экспорта на фоне пандемии
В 2020 году власти Москвы приняли решение расширить целевую поддержку столичного экспорта.
- Введен «экспортный кешбэк» — грант в размере 10% выручки по экспортным контрактам (но не более 10 млн рублей). Эти средства компания может направить на любые цели, в том числе и на подготовку к выходу на экспорт.
- Расширены программы субсидий для малых и средних предприятий, которые в условиях пандемии продолжили выполнять экспортные заказы.
- Также в Москве запустили программу по размещению в магазинах дьюти-фри товаров столичных производителей. В феврале 2021 года стало известно о первых 20 компаниях, товары которых будут продавать в аэропорту Шереметьево под брендом Made in Moscow.
Всего в 2020 году объем выделенных экспортерам средств вырос в 7 раз — до 500 млн рублей, а число компаний, получивших субсидии и гранты, увеличилось в 5 раз. При этом меры поддержки позволили открыть доступ на глобальные рынки в том числе и сотням малых и средних столичных предприятий.
Как оказывают поддержку столичным предприятиям-экспортерам
Предпринимателей, продвигающих свою продукцию на зарубежных рынках, поддерживает Московский экспортный центр. Среди его ключевых задач — увеличение числа московских экспортеров и помощь в развитии их внешнеэкономической деятельности.
Также бизнесменам помогает центр поддержки и развития экспорта «Моспром». В феврале 2021 года он открыл прием заявок на участие в новой программе, в рамках которой поставщиков и производителей будут представлять зарубежным закупщикам сразу из нескольких стран.
Правительство Москвы предоставляет экспортерам субсидии — к примеру, в виде возмещения затрат на сертификацию систем менеджмента, адаптацию продукции, получение патентов. Также для столичных предпринимателей, работающих с площадками за рубежом, организуют участие в международных выставках и бизнес-миссиях, проводят встречи с зарубежными покупателями и помогают заключать контракты.