Мир в огнеДетали

Снова роскошь: в США новые машины дорожают рекордными темпами. Что происходит с ценами на авто в России и мире

Ежемесячный платеж по кредиту за новый автомобиль в США вырос до рекордных $777. Среднестатистическая американская семья не может позволить себе такие расходы.

В цифрах

С 2019 года ежемесячный платеж по кредиту за новый автомобиль в США вырос почти в 2 раза, до рекордных $777. Теперь семьи со средним доходом не могут позволить себе такую покупку.

Перспектива

Переход на электромобили лишь усугубит ситуацию, считают эксперты: электрокары в среднем стоят на 25% больше, чем автомобили с ДВС.

В России

Рост цен на легковые машины в 2022 году составил 24,33%, это рекордный показатель за все время ведения статистики Росстатом.

Что делать

В РФ можно воспользоваться программой льготного автокредитования, приобрести ввезенные по параллельному импорту авто или дождаться появления новых брендов.

В цифрах

Новый автомобиль становится для американской семьи со средними доходами недостижимой мечтой. В связи с дефицитом чипов, который возник во время пандемии, производители повысили цены и не торопятся их снижать, чтобы не терять прибыль, говорят аналитики. 

  • В течение десятилетия до 2019 года средний платеж за новый автомобиль в США составлял $400 в месяц — столько в состоянии платить среднестатистическая американская семья и при этом покрывать другие основные расходы, сообщили в Cox Automotive. Но с ноября 2019-го средний платеж начал увеличиваться и с тех пор продолжает расти.
  • По данным Kelley Blue Book Cox Automotive (компания занимается оценкой транспортных средств), к настоящему моменту ежемесячный платеж по кредиту за новый автомобиль в США вырос до рекордных $777. 
  • По данным JPMorgan, средняя цена нового автомобиля в США подскочила почти до $50 тыс., что на 30% больше, чем в 2019 году. 
  • Подержанные авто тоже подорожали — примерно на треть, до $27 тыс. за машину, а средний ежемесячный платеж по кредиту вырос до $544 в месяц. 
  • Кроме того, многие американские автопроизводители прекратили выпуск бюджетных авто, потому что они не приносили доходов. 
  • В прошлом году автопроизводители продали в США около 13 млн машин. Это на 8% меньше, чем в 2021-м, и самый низкий показатель за десятилетие.
  • Несмотря на то что дефицита чипов уже нет, производителям выгодно продолжать выпускать мало машин и сохранять цены высокими, чтобы заработать больше, говорят аналитики. Например, валовая прибыль Ford выросла на 4,4% в 2022 году по сравнению с предшествовавшим годом.

Перспектива

  • Машины дорожают не только в США. Например, согласно данным ING Research, в Европе цены на новые автомобили находятся на рекордно высоком уровне и продолжают расти.
  • Кроме того, чиновники в США призывают граждан переходить на экологичный транспорт, а власти многих других стран и вовсе поставили цель отказаться от машин с двигателем внутреннего сгорания в ближайшей перспективе. Это лишь усугубит ситуацию, считают аналитики, — в среднем электромобили стоят примерно на 25% дороже, чем машины с ДВС.
  • Если добавить к этому инфляцию и стремительно растущие процентные ставки по кредитам, то в скором времени новый автомобиль станет роскошью, доступной только богатым, считают эксперты.
  • Аналитики разошлись во мнениях относительно перспектив авторынка в США: одни считают, что цены на авто уже не вернутся к прежнему уровню, другие видят некоторые признаки того, что авто все же подешевеют. Финансовый директор Ford Джон Лоулер заявил в феврале, что ожидает снижения цен на рынке автомобилей примерно на 5% в 2023 году, в Nissan также считают, что в этом году цены упадут до «более нормального уровня». Кроме того, некоторые производители электрокаров, в том числе Tesla, в этом году снизили цены для оживления продаж.

В России

  • Рост цен на легковые машины в 2022 году оказался рекордным за все время ведения статистики Росстатом. По данным ведомства, в среднем цена авто за прошлый год выросла на 24,33%.
  • Сильнее всего подорожали новые иномарки — на 39,11%. Новые авто отечественных марок (главным образом Lada и УАЗ) подорожали на 29,65%. Скорректировать общий показатель помогли подержанные иномарки — их стоимость выросла всего на 6,75%.
  • Пик роста цен пришелся на март 2022 года, когда поставки новых иномарок в страну прекратились, а российские автозаводы начали приостанавливать производство из-за проблем с поставками комплектующих. В последующие месяцы стоимость автомобилей немного скорректировалась. 
  • Кроме того, к февралю текущего года подорожали ввозимые по параллельному импорту в Россию иномарки. Причиной стало снижение курса рубля: если летом доллар США стоил около 55 рублей, то к настоящему моменту его цена выросла до 72–73 рублей.

Что делать

  • «Если автомобиль вам действительно нужен, покупать надо сейчас», говорят производители отечественных авто. АвтоВАЗ летом прошлого года возобновил производство моделей Lada Granta, Lada Niva Legend и Lada Niva Travel и начал выпускать их в «антикризисных» версиях с минимальной комплектацией, например без кондиционера. Найти такие машины можно по цене до 1 млн рублей. 
  • При покупке иномарок все еще можно уложиться в 2 млн рублей, пишет Autonews.ru, но дешевле уже не найти, отмечают эксперты. Например, в крупных автосалонах еще остались машины Volkswagen, несмотря на то, что автоконцерн прекратил деятельность в России. Самым доступным вариантом в одном из столичных дилерских центров стал лифтбек Polo — от 1,7 млн рублей. Также примерно в 2 млн рублей обойдутся хетчбэк Picanto от Kia, Skoda Rapid и Hyundai Solaris.
  • В России пользуются популярностью импортные машины с пробегом, которые ввозят в страну перекупщики, отмечают эксперты. Тем, хочет приобрести авто за 1,5–2 млн рублей, эксперты советуют выбирать б/у варианты из США возрастом 3–4 года. К примеру, Chevrolet, Ford, Buick. 
  • Также, по мнению аналитиков, в 2023 году в Россию придут новые бренды, но ждать от них низких цен не стоит.
  • Развивается производство отечественных авто. Глава завода «Москвич» Дмитрий Пронин сообщил, что в этом году планируется расширить модельный ряд и нарастить объемы производства. В этом году завод рассчитывает выпустить 50 тыс. машин, включая 10 тыс. электромобилей, а в 2024-м — 100 тыс.

Резкий рост стоимости автомобилей привлек внимание президента РФ Владимира Путина. В начале декабря 2022-го он поручил правительству принять меры для контроля за формированием цен и сделать легковые авто более доступными для граждан. 15 апреля 2023 года правительство должно отчитаться о принятых мерах.

Сейчас в качестве одной из мер поддержки автомобилистов в стране действует льготное автокредитование, ранее Минпромторг объявил о продлении программы господдержки на 2023 год.

Фото обложки: Frank Hoermann / Sven Simon / Globallookpress

Копировать ссылкуСкопировано