Мир в огнеДетали

«Сбер»: 70% телефонных мошенников звонят россиянам из-за рубежа, в основном из Украины. Как в мире борются с аферистами

Каждый шестой россиянин пострадал от телефонных мошенников.

Лишь 0,2% граждан знают точно, какую информацию по банковской карте можно предоставлять по телефону посторонним людям.

Что произошло

В России доля мошеннических звонков из-за границы достигла 70%, заявил эксперт «Сбера» Станислав Кузнецов.

В цифрах

Лишь 0,2% россиян точно знают, какую конфиденциальную информацию и кому можно предоставлять по телефону.

Что делать

Для борьбы с мошенниками Минэкономразвития предложило снять тайну связи с данных о звонках, трафике и платежах абонентов.

Тенденция

В Великобритании ведущие операторы начнут перехватывать звонки из-за границы с номеров, замаскированных под местные.

Что произошло

В России доля мошеннических звонков из-за границы достигла 70%, сообщил зампред правления «Сбера» Станислав Кузнецов в интервью «Известиям». Он отметил, что больше всего нелегальных кол-центров сосредоточено в Украине, а именно в Днепре.

  • «Там большое количество русскоговорящей молодежи, а возможностей честного заработка, очевидно, не хватает», — отметил Кузнецов.
  • По его словам, за последний год число мошеннических кол-центров в Днепре уменьшилось с 1000 до 150. Это связано с отсеиванием злоумышленников, которые ранее использовали «примитивные» схемы с запрашиванием CVV-кода якобы для разблокировки банковских карт. В итоге остались лишь те кол-центры, которые применяют более «хитроумные» способы обмана.
  • В начале октября зампред правления «Сбера» также назвал Днепр «столицей» телефонных мошенников.

В цифрах

16% россиян (каждый шестой) становились жертвами телефонных мошенников, следует из опроса Superjob.

  • Каждый девятый россиянин пострадал от телефонных мошенников однажды, каждый 20-й становился их жертвой несколько раз.
  • Подозрительные звонки от людей, похожих по разговору на мошенников, регулярно получают 8 из 10 россиян. При этом 13% респондентов сообщили, что получают такие звонки ежедневно.

В начале ноября текущего года аналитики платежной системы Visa совместно с Ipsos оценили долю россиян от 18 до 65 лет, способных распознать мошенников. Лишь 0,2% граждан РФ точно знают, какую информацию по банковской карте и кому можно предоставлять.

  • 55% предоставят номер телефона, привязанный к карте.
  • 49% могли бы сказать свой домашний адрес.
  • 35% готовы сообщить срок действия банковской карты.
  • 9% согласны раскрыть CVV-код с обратной стороны карты «сотрудникам банка» или «сотрудникам Центрального банка». Около 10% — подтверждающий код из СМС.
  • 7% готовы назвать код доступа в мобильное приложение.
  • «Сотрудникам правоохранительных органов» готовы назвать домашний адрес около 20% россиян, номер телефона — 13%, платежные данные — менее 10%. 

Посторонним лицам (в том числе реальным сотрудникам банка) можно сообщать только название банка, номер телефона, к которому привязан счет, а также номер банковской карты и расчетного счета. Об этом сообщается на информационно-просветительской платформе ЦБ РФ.

Что делать

Для борьбы с телефонными мошенниками Минэкономразвития РФ предложило снять тайну связи с данных о звонках, трафике, платежах, а также соединениях абонентов (куда и откуда поступил звонок), но только по согласию пользователя. 

  • Например, ‎если банк будет располагать информацией о том, в каком регионе находится клиент, при попытке снять деньги с его счета из другого региона операция будет заблокирована в целях безопасности, пояснили в Минэкономразвития.
  • В ведомстве считают, что снятие тайны связи поможет и партнерским туристическим сервисам. Например, во время путешествия турист сможет получать информацию о местных достопримечательностях, экскурсиях и событиях.

Минцифры к концу 2022 года намерено вдвое сократить число мошеннических звонков и блокировать до 80% фишинговых ресурсов в течение 24 часов с момента обнаружения. Сейчас на это уходит несколько дней.

  • Для этого планируется автоматизировать сбор, анализ и передачу информации о злоумышленниках в уполномоченные органы с привлечением ведущих российских компаний в области кибербезопасности.
  • Мобильные операторы смогут обмениваться данными своих антиспам-систем для ускорения блокировки номеров мошенников.

Тенденция

  • В Великобритании регулирующий орган в сфере телекоммуникаций Ofcom договорился с операторами связи о блокировке мошеннических вызовов. В частности, планируется автоматически перехватывать звонки из-за границы с номеров, замаскированных под местные.
  • В Австралии создали веб-сайт Have I Been Pwned, который позволяет людям проверить, произошла ли утечка их конфиденциальных данных. Для этого необходимо ввести номер телефона или адрес электронной почты.
  • В Канаде сообщить о поступающих подозрительных звонках можно в Центр по борьбе с мошенничеством. Полиция города Реджайна (провинция Саскачеван) в связи с участившимися звонками от аферистов размещает предупреждение для местных жителей в Facebook.
Копировать ссылкуСкопировано