Правила игрыДетали

Самозанятым таксистам планируют запретить работать без агрегатора

Новое ограничение может поставить таксистов в небольших городах в нелегальный статус.

В проект закона о регулировании деятельности такси включили норму о самозанятых водителях. Согласно поправке, для работы им потребуется заключить договор с одним из агрегаторов такси. 

  • Это положение закреплено в пятой версии законопроекта, который комитет Госдумы по транспорту и строительству подготовил ко второму чтению.
  • Проект закона о регулировании деятельности агрегаторов такси в июне 2018 года внесли в Госдуму депутаты от «Единой России» Вячеслав Лысаков, Евгений Москвичев, Виталий Ефимов и Виктор Дзюба.
  • В первой версии законопроект не включал положения о возможности самозанятых работать в такси. Думский комитет ввел его в документ под давлением общественности, считает Вячеслав Лысаков. 
  • Он также подчеркнул, что фактически отношения водителей с агрегаторами были прописаны как трудовые. Помимо этого, согласно документу, агрегатор будет обязан контролировать самозанятых как штатных сотрудников.
  • Депутат обратил внимание на проблему, с которой самозанятые таксисты столкнутся в регионах: агрегаторы не работают в небольших городах и поселках, в которых их деятельность убыточна. А такси часто заменяет общественный транспорт. «Такси вызывают по телефону или берут с места парковки, именно таким таксистам необходимо максимально облегчить административное бремя ведения деятельности, но законопроект лишает их права быть самозанятыми», – добавил он. 

Другие поправки законопроекта 

  • В ранних версиях документа разработчики поправок собирались разрешить работу в такси только гражданам РФ. Позднее это ограничение заменили обязательством водителей такси иметь российские водительские права. В текущую редакцию проекта включены нормы, определяющие установление квот для найма самозанятых иностранных граждан в соответствии со статьей 18 федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации». 
  • Кроме того, Вячеслав Лысаков напомнил о Договоре о Евразийском экономическом союзе. Согласно частям 1 и 2 статьи 97 Раздела XXVI Договора, работодатели и (или) заказчики работ (услуг) государства-члена вправе привлекать к осуществлению трудовой деятельности трудящихся государств-членов без учета ограничений по защите национального рынка труда. При этом гражданам государств-членов не требуется разрешение на осуществление трудовой деятельности в другом государстве ЕАЭС, отмечает депутат. 
  • В последней версии законопроекта регионам предоставлено право устанавливать требования к цвету такси, экологическому классу и классу комфортности. При этом документом не определены принципы и условия установления этих требований. На усмотрение региональных властей оставлено и требование предоставления агрегаторами и перевозчиками сведений о перевозках. Конкретный перечень таких сведений при этом остается без определения. 

Протесты таксистов против агрегаторов

  • В марте саратовские таксисты объявили забастовку против агрегаторов «Яндекс» и «Ситимобил». Она проходила с 2 по 5 марта. Возмущение таксистов вызвали низкая оплата агрегаторами их труда и вынужденные переработки. В течение забастовки водители отказывались принимать заказы от агрегаторов. Основной целью протеста стало повышение тарифов, по которому выполняют заказы местные таксисты. По словам организатора забастовки Кристины Максимовой, бунт таксистов результатов не дал. 
  • Похожая акция всероссийского масштаба проходила в декабре 2019 года. Водители также выступали против низких цен за поездки, которые устанавливали агрегаторы. С 3 по 6 декабря таксисты бойкотировали заказы в час пик и не брали заказы в центре города.
Копировать ссылкуСкопировано