КапиталДетали

Самокаты на Мосбирже

Насколько прокат самокатов выгодная идея и стоит ли помогать лидеру кикшеринга «выезжать» на Мосбиржу.

Мосбиржа заканчивает год хорошими новостями: первое и единственное IPO за 2022 год проводит лидер рынка кикшеринга Whoosh. Сервис по аренде самокатов проведет первичное размещение 14 декабря: таким образом компания надеется привлечь 2,5 млрд рублей. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», насколько тренд на самокаты может быть выгодным и стоит ли участвовать в IPO Whoosh. 

Что произошло

В этот понедельник, 5 декабря, лидер российского кикшеринга компания Whoosh объявила о своих планах провести первичное размещение акций — IPO (initial public offering) на Мосбирже. Как отмечает Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях», это первое и, скорее всего, единственное IPO в этом году на российском рынке. «Многие компании планировали выход на биржу, но в итоге из-за кризиса решили повременить. Woosh ждать не стали», — поясняет эксперт. 

Причина такого оптимизма Whoosh — сам рынок, лидером которого они стали: в этом году 46% поездок было совершено через этот сервис. Более того, сам рынок крайне молодой — и очень активно развивается, став настоящим трендом. Кикшеринг появился в мире только в 2018 году, а в России «выстрелил» в 2019 году как раз благодаря Whoosh. Бум пришелся на 2020 год, который ускорился в 2021 году. 

Саму идею кикшеринга в 2018 году привез из Сан-Франциско основатель Whoosh Дмитрий Чуйко, который к тому времени 15 лет активно строил карьеру в S7 и занимал пост вице-президента авиакомпании. Именно в Сан-Франциско, выходя из отеля, Чуйко обратил внимание на сервис по аренде самокатов и подумал, что это было бы «чумовой идеей» во времена, когда Москва часами стоит в пробках и все постоянно куда-то опаздывают. 

Идея оказалась действительно «чумовой»: за первые 2 года существования Whoosh вышел в 13 городов РФ, увеличив выручку до 1 млрд рублей в год. В 2021 году она выросла до 4,1 млрд рублей, за первые 9 месяцев 2022 года выручка подскочила почти на 55% (в годовом исчислении) — до 5,7 млрд рублей. Более того, чистая прибыль компании за это время составила 3,3 млрд рублей (вместо 1,8 млрд рублей, которые Whoosh заработал за аналогичный период в 2021 году). 

В отличие от мировых аналогов и других сервисов кикшеринга (например, сервис «Юрент») в России, у Whoosh действительно прибыльный бизнес. У компании хорошие темпы роста и положительная EBITDA. Так, по итогам 2021 года рентабельность по EBITDA составила 64%. Для сравнения: у конкурирующих компаний этот показатель был близок к нулю. 

Растущий тренд

Как отмечает Романович, Whoosh не только наращивает прибыль, но и активно развивается. Так, 2,5 млрд рублей, которые в компании рассчитывают привлечь на IPO, сервис собирается потратить на расширение бизнеса — парка самокатов и географии представленности. Цель компании — выйти в города с населением более 100 тыс. человек. Пока Whoosh есть в 40 из них, в то время как общее число таких населенных пунктов более 120. 

Кроме того, даже в тех крупных городах, где Whoosh уже представлен — например, в Москве и Санкт-Петербурге плюс в других городах-миллионниках, рынок кикшеринга не везде насыщен, там есть куда расти. В целом ожидаемые темпы роста компании до 2026 года составляют 60% в год, что очень много.

Развитию сервиса будет способствовать и господдержка: Whoosh как резидент Skolkovo освобожден от налога на прибыль как инновационная компания. Таким образом, компания будет все средства тратить на расширение. 

Китайские риски 

Хороший бизнес у Whoosh сегодня не отменяет того, что частному инвестору стоит помнить про потенциальные риски завтра. Жизнь компании могут осложнить валютный курс и конкурентная борьба — с «Яндексом», который также присутствует на рынке кикшеринга. 

Если «Яндекс», у которого много денег, решит активно развивать этот сегмент, то Whoosh будет сложно с ним конкурировать. Кроме того, нужно помнить, что Whoosh зависит от курса валют, поскольку половину их парка составляют китайские самокаты, которые покупаются за валюту. Рост ее курса приведет к росту издержек компании. 

Тем не менее даже с учетом этих рисков, с точки зрения Романовича, участие в IPO Whoosh — идея хорошая. Само размещение состоится на Мосбирже 14 декабря. Заявку можно подать через своего брокера до 15:00 13 декабря. Минимальную сумму покупки акций брокеры определяют самостоятельно. Например, у «Финам» это 10 тыс. рублей, у ВТБ — 5 тыс. рублей. 

Что касается цены актива, то диапазон размещения составляет от 185 до 225 рублей за акцию, средняя цена — 205 рублей за бумагу. Однако Романович напоминает: подавая заявку, нужно помнить о том, как проходит сама процедура IPO.

Цена акции и то, сколько из них вы сможете купить, зависит от спроса. Если он сильно превысит предложение, то в этом случае все заявки будут удовлетворены пропорционально. Например, я подал заявку на 20 тыс. рублей, а мне зачислят только на 10 тыс. рублей. Исходя из того же спроса будет варьироваться цена: если бумаги не будут пользоваться популярностью, то компания продаст активы по самой низкой цене, и все заявки удовлетворят. Если IPO вызовет ажиотаж, то пойдут по верхней планке. 

Кроме того, на ажиотаже можно будет заработать в первый же день торгов. Например, 13 декабря заявки инвесторов, которые участвуют в IPO, удовлетворят. 14 декабря акции Whoosh начнут торговаться на бирже. И если цена на них сильно превысит ту, что была при первичном размещении накануне, инвестор может продать свои активы и зафиксировать прибыль.