КапиталДетали

Россияне стали реже покупать одежду в магазинах. Fashion-рынок в стране сократился на четверть

По оптимистичным прогнозам, индустрия восстановится только в 2023 году. При этом интернет-торговля fashion-рынка в 2020 году выросла на 11%.

Объем российского fashion-рынка по итогам 2020 года сократился на 26% и составил 1,7 трлн рублей. Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на исследование консалтингового агентства в индустрии моды Fashion Consulting Group (FCG).

  • В 2018 году оборот в этом сегменте составлял 2,36 трлн, в 2019-м — 2,29 трлн рублей.
  • По оптимистичным прогнозам FCG, рынок вернется к докризисным показателям не раньше осени 2023 года, по пессимистичному сценарию — к 2025 году.  

Как заявила генеральный директор FCG Анна Лебсак-Клейманс, приостановка работы офлайн-магазинов на 2 месяца весной 2020 года и вынужденные скидки привели не только к снижению оборота на российском fashion-рынке, но и к падению и даже обнулению чистой прибыли у многих ритейлеров.

  • Так, товарооборот универмага «Цветной» снизился на 19%. Компания не смогла выйти в плюс из-за отсутствия торговой онлайн-платформы магазина, рассказала изданию управляющий директор «Цветного» Ирина Рябко.
  • О потере значительной доли выручки заявили в «Стокманне» и в компании Melon Fashion Group (Befree, Love Republic, Zarina и Sela), не уточнив детали.

При этом, по данным FCG, интернет-торговля в fashion-индустрии в 2020 году выросла на 11% и составила 245,2 млрд рублей.

  • Доля интернет-продаж у компании «Спортмастер» в 2020 году выросла в 10 раз.
  • Доля продаж у Melon Fashion Group через маркетплейсы достигла 33% против 20% в 2019 году.
  • Выручка «Стокманна» в 2020 году от онлайн-продаж увеличилась на 15%.

По данным 2ГИС, опубликованным в «Коммерсанте», некоторые российские магазины одежды не справились с оттоком клиентов и снижением товарооборота и перестали работать совсем:

  • количество магазинов женской одежды к 1 января 2021 года сократилось на 2% до 24,1 тыс.;
  • число магазинов детской одежды — на 5% до 10,1 тыс.

Отток покупателей из офлайн-магазинов

В 2020 году отток российских покупателей из торговых центров из-за пандемии стал заметно ощутимым.

  • По данным агентства Watcom, в октябре 2020 года индекс посещаемости торговых центров в Москве и Санкт-Петербурге (показатель, отражающий число посетителей на 1 тыс. кв. м торговых площадей) сократился более чем на 26% по сравнению с октябрем 2019 года. Такие же показатели сохранились и в ноябре-декабре 2020-го. 
  • Как рассказал президент Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко, совокупная выручка ТЦ в стране в 2020 году сократилась примерно на 250 млрд рублей.
  • По словам члена президиума РСТЦ Сергея Рябокобылко, восстановление посещаемости офлайн-магазинов к концу 2020 года достигло 70–75% от 2019-го.

Развитие онлайн-торговли в 2020 году

Как заявили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ), пандемия стала мощным катализатором развития онлайн-торговли в России. Покупки в интернете стали делать чаще, а потребительская аудитория увеличилась до 60 млн человек против 47,2 млн в 2019 году.

  • По данным АКИТ, в 2019 году объем интернет-торговли на российском рынке составил 2,032 трлн рублей. По итогам 2020-го эксперты ожидают рост в 1,4 раза — до 2,933 трлн рублей.
  • На долю продаж в интернете по итогам 2020 года будет приходиться 9,2%, заявили аналитики ассоциации. 
Копировать ссылкуСкопировано