В цифрах
- По итогам первого полугодия 2023-го доходы онлайн-кинотеатров от покупки (TVoD) и аренды (EST) пользователями отдельных фильмов и сериалов упали до рекордного минимума и составили всего 2% от совокупной выручки сервисов, подсчитали в «ТМТ консалтинг».
- Годом ранее этот показатель достигал 9%, а по итогам 2018-го — 38%.
- По данным «ТМТ консалтинг», в целом за январь-июнь 2023 года рынок видеосервисов вырос на 30% — до 42,3 млрд рублей. Большую часть (90%) этой суммы обеспечивают пользователи, оформившие подписку на онлайн-кинотеатры (SVoD). Годом ранее на SVoD приходилось 83% выручки видеосервисов, а по итогам 2018-го — 62%.
Контекст
- Одним из ключевых драйверов развития рынка онлайн-кинотеатров в последние годы стала именно подписная модель, пишут «Ведомости».
- Так, в России в январе-июне 2022-го число домохозяйств с хотя бы одной подключенной подпиской на видеосервис составляло 11 млн. По итогам первого полугодия 2023-го этот показатель вырос до 14 млн.
- Примечательно, что просмотр контента онлайн-кинотеатров в России — вторая по популярности услуга у подписчиков
экосистем (46,3%). На первом месте — музыкальные сервисы (46,8%). По данным J’son & Partners Consulting, в целом рынок экосистемных подписок в 2022 году вырос на 24% — до 58,1 млрд рублей.
Что говорят
- В «ТМТ консалтинг» считают, что падение доходов от покупки и аренды отдельных фильмов и сериалов до рекордного минимума связано с уходом голливудских мейджоров. Но для Kion, например, это не стало критичным, поскольку на TVoD и EST приходилось менее 5% выручки видеосервиса.
С момента запуска Kion весной 2021 года приоритетной моделью для развития видеосервиса была выбрана именно подписная модель. В том числе в силу того, что
Алексей ИвановKion является частью большой экосистемы .
гендиректор «МТС медиа»
- В «Яндексе» отмечают, что ранее
«Кинопоиску» удавалось практически сразу после премьеры покупать громкие голливудские блокбастеры, которые обеспечивали приток аудитории, но изначально сервис ориентировался именно на подписную модель.
Даже в 2019–2021 годах на TVoD и EST приходились единицы процентов от общей выручки сервиса, а по итогам первого полугодия 2023-го эта доля снизилась до менее чем 1%.
Ксения Болецкая
директор по взаимодействию с индустрией в «Яндексе»
- Видеосервис Wink также ориентирован на подписную модель и производство оригинального контента: если в 2019-м доля TVoD и EST от общей выручки онлайн-кинотеатра превышала 25%, то в 2023-м она снизилась до 5%.
- В целом увеличение числа подписчиков у российских онлайн-кинотеатров связано с тем, что сервисы активно меняют стратегии развития: делают ставку на оригинальный контент, а также «поставляют» альтернативные проекты — фильмы и сериалы из Турции, Индии и Китая.
Мировая практика
- По оценке Statista, в 2023-м выручка видеосервисов от TVoD в США составит $2,28 млрд. При этом в ближайшие 5 лет на рынке будет наблюдаться минимальный рост, говорится в отчете Digital TV Research. К 2027-му прибыль от TVoD, как ожидают эксперты, не превысит $2,76 млрд, а число пользователей, которые покупают фильмы или арендуют их, составит 106 млн. Согласно тому же прогнозу Statista, выручка от подписок на видеосервисы в США в 2023-м составит $39,25 млрд, а в 2027-м — достигнет $54,66 млрд.
- На рынке TVoD в США сегодня доминирует Amazon: 35% пользователей из Канады и США используют Amazon Prime Video для покупки или аренды фильмов. На втором месте — Apple TV (12,6% пользователей).
- В странах Европы только 15% пользователей покупают или арендуют фильмы и сериалы. Выручка видеосервисов на рынке, как ожидается, в 2023-м достигнет $3,86 млрд, а в 2027-м — $4,84 млрд. Рынок подписки в Европе, в свою очередь, растет заметно быстрее: через 4 года его аудитория увеличится до 275 млн пользователей, а выручка — до $25,88 млрд.