Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

Россияне отказываются от «одноразовых» покупок фильмов в онлайне и переходят на подписку. Это общемировой тренд

Доходы российских онлайн-кинотеатров от покупки (TVoD) и аренды (EST) пользователями отдельных фильмов и сериалов упали до рекордного минимума. 

Пользователи по всему миру переключаются на подписную модель: например, в США выручка видеосервисов от TVoD в 2023-м, как ожидается, составит $2,28 млрд, а от подписок — $39,25 млрд.

В цифрах

  • По итогам первого полугодия 2023-го доходы онлайн-кинотеатров от покупки (TVoD) и аренды (EST) пользователями отдельных фильмов и сериалов упали до рекордного минимума и составили всего 2% от совокупной выручки сервисов, подсчитали в «ТМТ консалтинг».
  • Годом ранее этот показатель достигал 9%, а по итогам 2018-го — 38%. 
  • По данным «ТМТ консалтинг», в целом за январь-июнь 2023 года рынок видеосервисов вырос на 30% — до 42,3 млрд рублей. Большую часть (90%) этой суммы обеспечивают пользователи, оформившие подписку на онлайн-кинотеатры (SVoD). Годом ранее на SVoD приходилось 83% выручки видеосервисов, а по итогам 2018-го — 62%. 

Контекст

  • Одним из ключевых драйверов развития рынка онлайн-кинотеатров в последние годы стала именно подписная модель, пишут «Ведомости». 
  • Так, в России в январе-июне 2022-го число домохозяйств с хотя бы одной подключенной подпиской на видеосервис составляло 11 млн. По итогам первого полугодия 2023-го этот показатель вырос до 14 млн. 
  • Примечательно, что просмотр контента онлайн-кинотеатров в России — вторая по популярности услуга у подписчиков экосистем (46,3%). На первом месте — музыкальные сервисы (46,8%). По данным J’son & Partners Consulting, в целом рынок экосистемных подписок в 2022 году вырос на 24% — до 58,1 млрд рублей. 

Что говорят

  • В «ТМТ консалтинг» считают, что падение доходов от покупки и аренды отдельных фильмов и сериалов до рекордного минимума связано с уходом голливудских мейджоров. Но для Kion, например, это не стало критичным, поскольку на TVoD и EST приходилось менее 5% выручки видеосервиса. 

С момента запуска Kion весной 2021 года приоритетной моделью для развития видеосервиса была выбрана именно подписная модель. В том числе в силу того, что Kion является частью большой экосистемы.

Алексей Иванов
гендиректор «МТС медиа»
  • В «Яндексе» отмечают, что ранее «Кинопоиску» удавалось практически сразу после премьеры покупать громкие голливудские блокбастеры, которые обеспечивали приток аудитории, но изначально сервис ориентировался именно на подписную модель. 

Даже в 2019–2021 годах на TVoD и EST приходились единицы процентов от общей выручки сервиса, а по итогам первого полугодия 2023-го эта доля снизилась до менее чем 1%. 

Ксения Болецкая
директор по взаимодействию с индустрией в «Яндексе»
  • Видеосервис Wink также ориентирован на подписную модель и производство оригинального контента: если в 2019-м доля TVoD и EST от общей выручки онлайн-кинотеатра превышала 25%, то в 2023-м она снизилась до 5%. 
  • В целом увеличение числа подписчиков у российских онлайн-кинотеатров связано с тем, что сервисы активно меняют стратегии развития: делают ставку на оригинальный контент, а также «поставляют» альтернативные проекты — фильмы и сериалы из Турции, Индии и Китая. 

Мировая практика

  • По оценке Statista, в 2023-м выручка видеосервисов от TVoD в США составит $2,28 млрд. При этом в ближайшие 5 лет на рынке будет наблюдаться минимальный рост, говорится в отчете Digital TV Research. К 2027-му прибыль от TVoD, как ожидают эксперты, не превысит $2,76 млрд, а число пользователей, которые покупают фильмы или арендуют их, составит 106 млн. Согласно тому же прогнозу Statista, выручка от подписок на видеосервисы в США в 2023-м составит $39,25 млрд, а в 2027-м — достигнет $54,66 млрд.
  • На рынке TVoD в США сегодня доминирует Amazon: 35% пользователей из Канады и США используют Amazon Prime Video для покупки или аренды фильмов. На втором месте — Apple TV (12,6% пользователей). 
  • В странах Европы только 15% пользователей покупают или арендуют фильмы и сериалы. Выручка видеосервисов на рынке, как ожидается, в 2023-м достигнет $3,86 млрд, а в 2027-м — $4,84 млрд. Рынок подписки в Европе, в свою очередь, растет заметно быстрее: через 4 года его аудитория увеличится до 275 млн пользователей, а выручка — до $25,88 млрд.  
Копировать ссылкуСкопировано