Нижегородское Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях (ЦКБ по СПК) им. Р. Е. Алексеева планирует поставить в Словакию, Венгрию и Румынию восемь судов на подводных крыльях «Валдай 45Р». Предварительные переговоры с заказчиками уже проведены.
- Стоимость одного «Валдая» — 115 млн рублей. В совокупности поставка техники этим странам может принести ЦКБ им. Алексеева до 1 млрд рублей.
- Словакия и Румыния намерены заказать по два таких судна, а Венгрия — четыре.
- Судостроительная компания из Нижнего Новгорода намерена завершить в первом квартале 2021 года сертификацию судов в международном классификационном обществе «Российский морской регистр судоходства» (РМРС) для их эксплуатации на внутренних водах Европы, в частности на Дунае.
- Переговоры с иностранными партнерами проходили на площадке Минпромторга России. Для удовлетворения требований Европейского классификационного общества российскому предприятию необходимо не только завершить сертификацию судна по правилам РМРС, но и поменять радиолокационные и радионавигационные установки.
- В планах у ЦКБ по СПК им. Алексеева поставить еще восемь «Валдаев» на внутренний рынок: два — по программе государственного лизинга в Якутию, три — по отдельному финансированию в Чувашию. Контракты еще на три судна пока не заключены.
- В 2021 году ЦКБ планирует передать Государственной транспортной лизинговой компании четыре судна. Как пишет «Коммерсант», предположительно, эксплуатировать их будут в Санкт-Петербурге.
О «Валдае»
- «Валдай 45Р» — судно на подводных крыльях для перевозки пассажиров. Максимальная скорость — 75 км в час. Осадка — около 1 метра. Длина — 21,3 метра, ширина — 5,2 метра. Запас хода — в пределах 550 км. Автономность (продолжительность рейса) — 8 часов. Пассажировместимость — 45 человек, 2 члена экипажа.
- С 2017 по 2019 год на воду спущено пять речных пассажирских кораблей «Валдай». Два судна ходят в Ханты-Мансийском автономном округе, три — в Нижегородской области. В марте 2020 года стало известно, что ЦКБ построит 10 кораблей для азиатского рынка.
- За 2020 год в Нижегородской области «Валдай» перевез 2,2 тыс. человек.
История отрасли
- В 1950-х годах началось производство советского судна на подводных крыльях «Ракета». С 1959 по 1970 год было построено почти 400 «Ракет», в том числе и на экспорт.
- С 1959 по 1991 год производился теплоход на подводных крыльях «Метеор». 23 декабря 2019 года ЦКБ по СПК им. Алексеева заложило «Метеор 120Р», который станет новым поколением этого вида судна.
- За время производства СПК в СССР было построено почти 400 «Ракет», 400 «Метеоров», 100 «Комет» (морское судно), 40 «Беларусей», 300 «Восходов», 100 «Полесьев», 40 «Колхид» и «Катранов», две «Олимпии» и еще около десятка экспериментальных судов.
- С 1991 по 2017 год в России не производили новые СПК. В конечном счете отрасль возродили, и в октябре 2017-го на воду спустили новую «Комету 120М», за ней в том же, 2017 году — «Валдай 45Р».
Фото обложки: АО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» / «ВКонтакте»