КапиталДетали

Россия и ОАЭ совместно разработают две версии сверхзвукового бизнес-джета

Cамолет, как ожидается, сможет развивать скорость до 2,2 тыс. км/ч.

Дизайн пассажирского самолета планируют представить к концу 2021 – началу 2022 года.

Россия и Объединенные Арабские Эмираты создадут совместное предприятие (СП) для разработки и строительства сверхзвукового пассажирского бизнес-джета. Об этом заявил глава Минпромторга Денис Мантуров во время своей рабочей поездки в ОАЭ. 

  • Россию в СП будет представлять «Объединенная авиастроительная корпорация» (ОАК) или одна из ее «дочек». Со стороны ОАЭ примет участие фонд Mubadala.
  • Бизнес-джет будет разработан в двух вариациях: пассажировместимостью до 8 и до 30 человек. 
  • Мантуров отметил, что облик самолета планируется создать к концу 2021 – началу 2022 года.
  • По его словам, новый сверхзвуковой самолет будет развивать скорость 1,5–1,8 Маха (1,8 тыс.–2,2 тыс. км/ч), а на максимальной сможет лететь не менее четырех часов. 

Разработка сверхзвукового бизнес-джета в России 

В начале 2018 года в Минпромторге заявляли о планах создания за 7–8 лет в России первого демонстрационного образца бизнес-джета. В ведомстве оценивали его вместимость в 50 пассажиров, а российские продажи — в 20–30 самолетов стоимостью $100–120 млн. 

  • В сентябре 2019 года Мантуров сообщил, что разрабатываемый бизнес-джет должен быть компактным и рассчитанным на 16–19 мест. По его мнению, такой самолет должен развивать скорость в 2–3 тыс. км/ч. Он также отметил, что на его разработку с 2017 года было потрачено порядка 1,4 млрд рублей. 
  • Глава ОАК Юрий Слюсарь заявлял, что сверхзвуковой бизнес-джет рассчитан в основном на мировые рынки, в частности, Юго-Восточную Азию и Ближний Восток. 
  • Глава авиационного кластера Ростеха Анатолий Сердюков отметил, что общемировой спрос на такие джеты может достичь около 400 самолетов. Он также подчеркнул, что они рассчитаны на сегмент бизнес-перевозок. 

Сверхзвуковые пассажирские самолеты: почему на них не летают

Сверхзвуковой считается скорость от 1 до 5 Маха. Для сравнения максимальная скорость современного широкофюзеляжного лайнера Airbus A350 — 0,89 Маха (945 км/ч). Однако высокая скорость сверхзвуковых самолетов не делает их идеальными для гражданской авиации. 

  • В гражданских авиаперевозках использовались всего два сверхзвуковых лайнера: советский Ту-144 и французский Concorde. Первый использовался на пассажирских маршрутах в общей сложности меньше года, второй эксплуатировался до 2003 года, но ограниченным числом авиакомпаний.
  • Высокая скорость обуславливает необходимость строительства таких агрегатов и их систем из более стойких к нагрузкам материалов. Это существенно увеличивает стоимость готовой продукции.
  • Кроме того, сверхзвуковым самолетам требуется огромный объем топлива, а длительные перелеты на них невозможны без дозаправки.
  • Все это делает стоимость билетов на сверхзвуковые перелеты в разы дороже, чем на обычные, а использование соответствующих пассажирских самолетов — нерентабельным.

Другие проекты сверхзвуковых бизнес-джетов

Несмотря на недостатки и коммерческий провал сверхзвуковых лайнеров, многие компании сейчас занимаются разработкой таких пассажирских самолетов.

  • В 2020 году американская компания Aerion перепроектировала свой сверхзвуковой 12-местный бизнес-джет AS2. Его разработка ведется с 2014 года. Изначально планировалось, что AS2 будет выполнять полеты на крейсерской скорости в 1,4 числа Маха над водой (около 1,7 тыс. км/ч) и на скорости в 1,2 Маха (почти 1,5 тыс. км/ч) — над сушей. При этом дальность полета над океаном должна была составить 7,8 тыс. км. Конструкционные изменения были внесены в связи с действующим в США запретом на сверхзвуковые полеты над населенной частью суши. Разработчики решили сделать самолет пригодным для дозвуковых или трансзвуковых перелетов. В новой версии AS2 предусмотрена возможность полета над населенной частью суши со скоростью 0,95 Маха (порядка 1,16 тыс. км/ч). В 2018 году отмечалось, что цена нового лайнера будет достигать $120 млн.
Источник: Aerion Supersonic
  • В октябре американская компания Boom Supersonic представила XB-1 — демонстрационную версию будущего сверхзвукового пассажирского самолета Overture, разработкой которого занимались с 2016 года. Модель сделана в масштабе 1:3 к будущему лайнеру, а его первый полет запланирован на 2021 год. В создание XB-1 Boom Supersonic вложила большую часть $160 млн, полученных от инвесторов. Ожидается, что прототип лайнера сможет летать со скоростью 2,2 Маха (примерно 2,7 тыс. км/ч) и на расстояние порядка 1,6 тыс. км. Сам Overture может стать первым гражданским сверхзвуковым самолетом после времен Ту-144 и Concorde. 
Источник: Boom Supersonic
Копировать ссылкуСкопировано