Ни одному участнику проекта по продвижению российских вузов в международных рейтингах «5-100» не удалось попасть в их первые сотни. Высшие учебные заведения в российских регионах не смогли выполнить ряд ключевых показателей результативности проекта. Об этом сообщается в аналитическом докладе Счетной палаты.
- Аудиторы отметили, что во время реализации проекта цели по вхождению к 2020 году не менее пяти российских университетов в первую сотню ведущих мировых институциональных рейтингов университетов — китайского ARWU, а также британских THE и QS достичь не удалось.
- Но, несмотря на такой результат, в Счетной палате признали, что в целом проект существенно повлиял на развитие вузов-участников и системы российского высшего образования.
В Минобрнауки, в свою очередь, заметили, что в постановлении правительства, которое было принято в исполнение указа президента, учитываются в том числе предметные рейтинги, оценивающие вузы в более узких категориях, чем институциональные. Согласно данным ведомства, по итогам 2019 года в институциональные, отраслевые и предметные рейтинги входили 19 университетов — участников проекта «5-100», в 2018 году — 19, в 2017 году — 18.
Положительные результаты программы
Аналитики отметили, что благодаря программе, в России появилась группа вузов-лидеров. Также с помощью проекта удалось «усилить масштаб и значимость университетской науки».
- Восемь российских университетов смогли попасть в топ-100 отдельных предметных мировых рейтингов (по более узким научным направлениям или областям), таких как Quacquarelli Symonds (QS), Times Higher Education (THE) и Academic Ranking of World Universities (ARWU).
- Согласно данным Счетной палаты, проект «5-100» смог задать новые стратегические ориентиры, которые направлены на развитие российских вузов, преимущественно опираясь на позиции университетов в глобальном масштабе.
Почему российские вузы не попали в рейтинг
Аудиторы Счетной палаты сделали вывод о трех ключевых причинах того, что участники программы не попали в топ-100 рейтингов.
- Большая часть российских вузов ориентировались на вхождение в институциональные и предметные рейтинги QS как наиболее доступные для попадания.
- Рейтинги THE и ARWU отличаются более высоким барьером вхождения (не менее 150 индексируемых научных статей в Web of Science или трудоустройства в вузах преподавателей с высоким уровнем цитируемости в Nature, Science).
- Разные требования к вузам в России и в мире также стали предпосылкой против попадания в топ-100. В РФ — в соответствии с государственными требованиями — количество студентов на одного преподавателя должно было вырасти с 10,2 в 2013 году до 12 в 2018 году. В то же время, например, рейтинг QS дает больше баллов вузу в том случае, если на одного преподавателя приходится меньше студентов.
О проекте «5-100»
Проект «5-100» утвердил в 2012 году президент России Владимир Путин одним из майских указов. Согласно указу, пять отечественных вузов должны были войти в топ-100 мировых рейтингов к 2020 году.
- Помимо этого, в рамках «5-100» планировали увеличить число иностранных студентов в российских университетах до 15%, а также количество преподавателей-иностранцев до 10%.
- Всего в проекте принял участие 21 университет. В числе участников «5–100» — НИУ ВШЭ, ИТМО, МИСиС, Университет Лобачевского, Томский государственный университет.
- Реализацию программы возложили на Министерство науки и высшего образования.
- Также организаторами стали Международный совет по повышению конкурентоспособности, в который вошли вице-премьер Татьяна Голикова, заместитель министра финансов, а в последующем глава Минобразования Михаил Котюков, глава Сбербанка Герман Греф и другие.
- За семь лет реализации проекта «5-100» из бюджета на него выделили 80 млрд руб.
Как отбирались участники проекта
- Участников «5-100» определило Минобрнауки в ходе конкурсов в 2013 и 2015 годах.
- Несмотря на то что по итогам группа университетов оказалась неоднородной, для всего ряда университетов обозначили одинаковый набор показателей результативности. Например, разные финансовые показатели на старте, а также показатели ЕГЭ. В отчете отмечается, что за время реализации программы разрыв между университетами увеличился.
- Университеты, участвующие в проекте, разделили на три группы по темпам реализации программ повышения конкурентоспособности. Объем субсидий зависел от того, в какой группе находится университет. Во время реализации «5-100» учитывались промежуточные достижения научно-образовательных и других показателей, промежуточное положение в рейтингах.
Российские вузы в мировых рейтингах
По результатам различных исследований 2020 года, лучшим российским вузом в мировых рейтингах является Московский государственный университет имени М.В.Ломоносова. Вуз попал в первую сотню нескольких ведущих мировых рейтингов, однако МГУ не был участником проекта «5-100».
- В 2021 году в рейтинге британского издания Times Higher Education (THE) МГУ занял 174 место.
- В рейтинге QS World University Rankings в 2020 году университет имени М.В.Ломоносова занял 89 строчку.
- В этот же рейтинг попали МФТИ (делит места с 201-го по 250-е) и ВШЭ (с 251-го по 300-е). На данных позициях вузы поделены на группы, внутри которых они размещены в алфавитном порядке и имеют одинаковый рейтинг.
- В Академическом рейтинге мировых университетов Academic Ranking of World Universities (ARWU) в 2020 году МГУ оказался на 93 позиции.
- В этом рейтинге Санкт-Петербургский государственный университет делит места с 301-го по 400-е, МФТИ — с 401-го по 500-е, Новосибирский государственный университет с — 501-го по 600-е.
Фото обложки: Кирилл Кухмарь/ТАСС