Мир в огнеДетали

Российские молочники попросили Starbucks перестать называть «растительное молоко» молоком и исправить меню в РФ

Просьбу в «Союзмолоке» подкрепили регламентом Таможенного союза, который определяет молоко как животный продукт.

Популярность растительных заменителей животного молока растет, ежегодно его глобальный рынок увеличивается больше чем на 10%.

Генеральный директор Национального союза производителей молока («Союзмолоко») Артем Белов обратился в компанию «Монэкс трейдинг» (развивает сеть кофеен Starbucks, входит в Alshaya Group, штаб-квартира в Кувейте) с просьбой убрать из наименования растительных заменителей молока слово «молоко». Об этом пишет «Коммерсант» со ссылкой на копию обращения, которая имеется в распоряжении редакции.

  • По словам Белова, такие напитки в российском меню Starbucks, как «растительное молоко», «соевое молоко», «миндальное молоко», не соответствуют техническому регламенту Таможенного союза «О безопасности молока и молочной продукции», принятому ЕЭК в 2013 году.
  • В письме уточняется, что технический регламент разработан, чтобы потребителей не вводили в заблуждение, он разрешает называть молоком только продукт «секреции молочных желез сельскохозяйственных животных… без каких-либо добавлений», а растительные напитки — отдельная продукция.
  • Наименование товаров Starbucks, по мнению главы «Союзмолока», должно быть приведено в соответствие с российским законодательством. Артем Белов попросил сеть кофеен не называть в меню молоком напитки, изготовленные на растительной основе.
  • Свое обращение именно к Starbucks Белов объяснил тем, что это одна из крупных международных компаний, которые обычно строго соблюдают законодательство, а остальные участники рынка следуют ее примеру. 
  • Белов отметил, что растительные напитки представляют интерес для бизнеса и успешно занимают рынок, но это не означает, что для их продвижения можно использовать «позитивный имидж молока».

Один из источников издания в отрасли предположил, что в Национальном союзе увидели конкуренцию со стороны изготовителей растительного «молока» и с помощью запрета надеются нарастить поставки своей продукции в общепит. «Союзмолоко» защищает в России интересы таких компаний, как PepsiCo, Danone, «Эфко», Valio, «Карат». 

Управляющий партнер юридической компании «Иккерт и партнеры» Павел Иккерт считает, что Starbucks не нарушает закон, поскольку продает растительные напитки в качестве компонента, а не отдельного продукта.

Сеть Starbucks в России включает около 120 кофеен, они находятся в основном в Москве, Подмосковье и Санкт-Петербурге. 

Рынок растительных заменителей молока в России

По данным исследовательской компании Nielsen, продажи растительных напитков в России за август 2019 – июль 2020 года в крупных торговых сетях выросли на 51%. Аналитики прогнозируют рост рынка растительного «молока» в стране в 2021 году до 22,6 млн литров и 4,04 млрд рублей. 

  • 75% российского рынка растительного «молока» в настоящее время занимает компания «Сады Придонья» и ее бренд Nemoloko. 
  • В марте 2021 года о запуске собственного производства растительных напитков в России (бренд Alpro) сообщила компания Danone. Овсяные, миндальные и кокосовые напитки (до 10 тыс. тонн в год) будут производить в Краснодарском крае на молочном комбинате «Лабинский». 

Объем мирового рынка растительного «молока» в 2020 году достиг $20,50 млрд. Ежегодно он увеличивается в среднем на 10,3%. В отдельных странах темп существенно выше, так, в США рынок растительных заменителей молока в прошлом году показал рост на 20% по сравнению с 2019 годом, а производители получили совокупный доход в $2,5 млрд. 

Растительное «молоко» производится из сои, кокоса, овса, различных орехов и риса.

О плюсах и минусах растительного и животного молока

Растительные напитки, изготовленные, например, на основе сои, кокоса или орехов, не могут полностью заменить коровье молоко, так как не содержат животный белок, в котором есть растворимые формы кальция, необходимые для организма человека.

С другой стороны, коровье молоко — это мощный аллерген. Около 48% европейцев имеют лактазную недостаточность. Коровье молоко может быть опасно для диабетиков и людей, склонных к атеросклерозу.

Среди плюсов растительных аналогов молока эксперты называют высокое содержание витаминов группы В, Е, кальция, железа, цинка, меди, кремния, калия. Кроме того, такой продукт не содержит холестерин. Среди минусов — возможное попадание в такой напиток пестицидов и других удобрений из растений, которые используют для производства, а также ГМО.

При этом орехи и кокос, используемые для производства растительных напитков, также являются сильными аллергенами. Кроме того, в некоторые виды растительного «молока», например овсяного, добавляются подсластители и ароматизаторы. 

Копировать ссылкуСкопировано