Что происходит
Японцы «разлюбили» рис: традиционное блюдо пользуется минимальным спросом, вместо него люди чаще выбирают хлеб и макароны.
Почему это происходит
Рис стремительно теряет популярность из-за нежелания потребителей «заморачиваться» с его приготовлением и наличия в магазинах более дешевых альтернатив.
Контекст
За последние 10 лет в Японии серьезно вырос объем потребления импортных продуктов, в основном — фастфуда, а спрос на рис и рыбу — рухнул. Производство этих продуктов — тоже начало сокращаться.
Но при этом
Японские производители пытаются остаться на плаву за счет высокого интереса к кухне Страны восходящего солнца за рубежом: экспорт риса за 7 лет с 2014-го вырос с 4,5 тыс. до 22,8 тыс. тонн.
Что происходит
В Японии «разлюбили» рис: традиционное блюдо пользуется все меньшим спросом среди жителей, проигрывая более дешевым и легким в приготовлении мучным продуктам. Об этом пишет The Guardian.
- Современные японцы едят наименьшее количество риса, чем когда-либо в истории. По данным Министерства сельского хозяйства страны, его ежегодное потребление достигло своего пика в 1962-м — тогда каждый житель съедал в среднем 118 кг риса в год (чуть больше пяти мисок среднего размера в день). К 2020-му показатель упал более чем в 2 раза и составил менее 51 кг. Также многие японцы стали тратить на хлеб больше, чем на рис.
- Недавний опрос компании Makino показал, что 84,8% японцев ежедневно едят рис, но 68,1% из них делают это только один раз в день, и только 16,7% — три раза.
- Как отмечает The Guardian, сегодня типичный японский завтрак состоит из тоста и вареного яйца, а не традиционных блюд — риса, рыбы на гриле, мисо-супа и маринованных огурцов.
Почему это происходит
По словам японцев, рис становится все менее популярным из-за особенностей приготовления и большого количества вкусных альтернатив.
Гораздо проще покупать и есть хлеб, [чем рис], особенно если речь идет о завтраке. Приготовление традиционного японского завтрака занимает гораздо больше времени. Только один рис придется сначала промыть, а потом еще варить от 30 минут до часа.
Нанами Мочида
школьная учительница
В наши дни выбор блюд очень велик, поэтому японцы перестали автоматически думать о рисе, когда планируют что-то приготовить.
Шигеру Окумура
владелец рисового бизнеса
Молодые люди хотят есть разнообразные блюда, а не только традиционный японский рис, мисо-суп и гарниры, приготовление которых занимает гораздо больше времени, чем тостов с яйцами или лапши. Японцы стали предпочитать хлеб из-за его высокого качества и растущего числа пекарен. Кроме того, рис стоит недешево, и многим людям больше по карману хлеб или лапша.
Юкари Сакамото
автор гастрономического гида Food Sake Tokyo
Контекст
- Эксперты фиксируют, что за последние 10 лет в Японии серьезно вырос объем потребления импортных продуктов, в частности — фастфуда. В то же время спрос на рис и рыбу значительно упал, а их производство в стране начало снижаться.
- Это повергло Японию в зависимость от импорта и привело к падению коэффициента самообеспеченности страны продуктами питания — с 73% в 1965 году до 37% в 2020 году.
- В 2022-м 37 из 47 префектур Японии заявили о снижении посевных площадей для выращивания риса. Вместо этого фермеры решили переориентироваться на выращивание пшеницы и сои.
- Как отмечает Bloomberg, на фоне украинского кризиса японские власти стали вкладывать средства в основном в вооружение, а не в развитие сельского хозяйства. По словам экспертов, подобная политика делает страну более уязвимой, чем когда-либо в истории.
- Кроме того, в прошлом году в Японию пришла аномальная жара — гибель рисовых посевов в результате засухи стала угрозой для безопасности страны. Эксперты опасаются, что на фоне климатических изменений высокие температуры станут постоянной угрозой для производства.
Но при этом
- The Guardian отмечает, что сейчас японские производители пытаются остаться на плаву за счет высокого интереса к кухне страны Восходящего солнца за рубежом: экспорт риса из Японии вырос с 4,5 тыс. тонн в 2014 году до 22,8 тыс. в 2021-м. Это пятикратный рост за 7 лет, причем треть спроса приходится на Гонконг.
- Тем не менее на экспорт приходится 0,5% от всего производства риса в Японии. «В результате сельскохозяйственные организации стали различными способами поощрять рестораны подавать больше блюд с рисом», — пишет издание.
- Правительство Японии также намерено стимулировать население потреблять больше риса, в том числе пить приготовленный из него алкоголь. Власти даже объявили конкурс под названием Sake Viva! («Да здравствует саке!») на лучшую бизнес-идею популяризации алкоголя.
- Перевести японцев на рис пытается и бизнес. Из-за резкого роста цен на пшеницу Pizza Hut в Японии начала делать пиццу на рисовой основе вместо пшеничной.