Мир в огнеДетали

«Рис всему голова»‎: власти Японии намерены отучить жителей страны от хлеба и лапши и возродить их любовь к национальной кухне

Современные японцы едят наименьшее количество риса, чем когда-либо в истории страны: он проигрывает более дешевым и легким в приготовлении мучным продуктам.

За последние 10 лет потомки самураев значительно увеличили объем импортных продуктов в своем рационе и пристрастились к фастфуду.

Что происходит

Японцы «разлюбили»‎ рис: традиционное блюдо пользуется минимальным спросом, вместо него люди чаще выбирают хлеб и макароны.

Почему это происходит

Рис стремительно теряет популярность из-за нежелания потребителей «заморачиваться»‎ с его приготовлением и наличия в магазинах более дешевых альтернатив.

Контекст

За последние 10 лет в Японии серьезно вырос объем потребления импортных продуктов, в основном — фастфуда, а спрос на рис и рыбу — рухнул. Производство этих продуктов — тоже начало сокращаться.

Но при этом

Японские производители пытаются остаться на плаву за счет высокого интереса к кухне Страны восходящего солнца за рубежом: экспорт риса за 7 лет с 2014-го вырос с 4,5 тыс.  до 22,8 тыс. тонн.

Что происходит

В Японии «разлюбили»‎ рис: традиционное блюдо пользуется все меньшим спросом среди жителей, проигрывая более дешевым и легким в приготовлении мучным продуктам. Об этом пишет The Guardian.

  • Современные японцы едят наименьшее количество риса, чем когда-либо в истории. По данным Министерства сельского хозяйства страны, его ежегодное потребление достигло своего пика в 1962-м — тогда каждый житель съедал в среднем 118 кг риса в год (чуть больше пяти мисок среднего размера в день). К 2020-му показатель упал более чем в 2 раза и составил менее 51 кг. Также многие японцы стали тратить на хлеб больше, чем на рис.
  • Недавний опрос компании Makino показал, что 84,8% японцев ежедневно едят рис, но 68,1% из них делают это только один раз в день, и только 16,7% — три раза.
  • Как отмечает The Guardian, сегодня типичный японский завтрак состоит из тоста и вареного яйца, а не традиционных блюд — риса, рыбы на гриле, мисо-супа и маринованных огурцов. 

Почему это происходит

По словам японцев, рис становится все менее популярным из-за особенностей приготовления и большого количества вкусных альтернатив.

Гораздо проще покупать и есть хлеб, [чем рис], особенно если речь идет о завтраке. Приготовление традиционного японского завтрака занимает гораздо больше времени. Только один рис придется сначала промыть, а потом еще варить от 30 минут до часа.

Нанами Мочида
школьная учительница 

В наши дни выбор блюд очень велик, поэтому японцы перестали автоматически думать о рисе, когда планируют что-то приготовить.

Шигеру Окумура
владелец рисового бизнеса

Молодые люди хотят есть разнообразные блюда, а не только традиционный японский рис, мисо-суп и гарниры, приготовление которых занимает гораздо больше времени, чем тостов с яйцами или лапши. Японцы стали предпочитать хлеб из-за его высокого качества и растущего числа пекарен. Кроме того, рис стоит недешево, и многим людям больше по карману хлеб или лапша.

Юкари Сакамото
автор гастрономического гида Food Sake Tokyo

Контекст

  • Эксперты фиксируют, что за последние 10 лет в Японии серьезно вырос объем потребления импортных продуктов, в частности — фастфуда. В то же время спрос на рис и рыбу значительно упал, а их производство в стране начало снижаться. 
  • Это повергло Японию в зависимость от импорта и привело к падению коэффициента самообеспеченности страны продуктами питания — с 73% в 1965 году до 37% в 2020 году.
  • В 2022-м 37 из 47 префектур Японии заявили о снижении посевных площадей для выращивания риса. Вместо этого фермеры решили переориентироваться на выращивание пшеницы и сои.
  • Как отмечает Bloomberg, на фоне украинского кризиса японские власти стали вкладывать средства в основном в вооружение, а не в развитие сельского хозяйства. По словам экспертов, подобная политика делает страну более уязвимой, чем когда-либо в истории.
  • Кроме того, в прошлом году в Японию пришла аномальная жара — гибель рисовых посевов в результате засухи стала угрозой для безопасности страны. Эксперты опасаются, что на фоне климатических изменений высокие температуры станут постоянной угрозой для производства.

Но при этом

  • The Guardian отмечает, что сейчас японские производители пытаются остаться на плаву за счет высокого интереса к кухне страны Восходящего солнца за рубежом: экспорт риса из Японии вырос с 4,5 тыс. тонн в 2014 году до 22,8 тыс. в 2021-м. Это пятикратный рост за 7 лет, причем треть спроса приходится на Гонконг.
  • Тем не менее на экспорт приходится 0,5% от всего производства риса в Японии. «В результате сельскохозяйственные организации стали различными способами поощрять рестораны подавать больше блюд с рисом»‎, — пишет издание.
  • Правительство Японии также намерено стимулировать население потреблять больше риса, в том числе пить приготовленный из него алкоголь. Власти даже объявили конкурс под названием Sake Viva! («Да здравствует саке!»‎) на лучшую бизнес-идею популяризации алкоголя.
  • Перевести японцев на рис пытается и бизнес. Из-за резкого роста цен на пшеницу Pizza Hut в Японии начала делать пиццу на рисовой основе вместо пшеничной.
Копировать ссылкуСкопировано