КапиталДетали

Приведи друга — получи бонус: что такое реферальная программа на работе и сколько платят за трудоустройство знакомого

Российские компании стали чаще нанимать персонал по рекомендации — когда сотрудники сами приводят своих знакомых на открытые вакансии. Если новый человек успешно проходит испытательный срок, выигрывают и работодатели, и те, кто нашел нужного специалиста. Расскажем, как устроена реферальная программа и сколько можно заработать, предложив ценного кандидата.

Популярность реферальных программ для найма в России

  • За последний год число российских организаций, предлагающих сотрудникам реферальные программы, выросло на 29%. Об этом заявили в сервисе «Авито. Работа». 
  • Чаще всего подобные предложения есть в банковской и инвестиционной сферах (61%), маркетинге, рекламе и PR (49%), страховании (43%), транспорте и логистике (42%), онлайн-торговле (38%), промышленности и автомобильном бизнесе (по 35%).
  • Среди тех, кто рассказал о реферальной программе на своей работе, 54% участвовали в ней, а 26% успешно привели новых сотрудников. Еще 18% опрошенных сами нашли работу через эту программу.
  • В среднем реферальные кампании «Приведи друга» позволяют закрывать до 20–30% открытых вакансий, сообщают эксперты.

Реферальная программа: что это и как работает

Реферальная программа (РП) — это способ нанимать новых сотрудников по рекомендациям. Первые такие программы появились в середине XX века в США. В 1940-х годах одной из первых начала использовать этот подход IBM. Такая программа позволила компании сэкономить на найме и улучшить качество сотрудников. С тех пор реферальные программы стали распространяться по всему миру. 

Существует два вида реферального рекрутинга — внешний и внутренний. 

  • Внешний реферальный рекрутинг — это когда компания собирает рекомендации от людей, не работающих в ней. Это могут быть клиенты, партнеры или любые другие сторонние лица. Если по их протекции нанимают сотрудника, они могут получить вознаграждение от организации.
  • Внутренний реферальный рекрутинг — это когда рекомендации по поиску персонала поступают от текущих работников компании. Если они приводят подходящего кандидата, то получают бонус. Внутренние рекомендации считаются более ценными, так как сотрудники знают культуру и потребности компании изнутри. 

В разных компаниях условия этой программы могут сильно отличаться. Вот несколько сценариев:

  • бонус за рекомендованного сотрудника выплачивается частями — первая часть при приеме на работу, вторая — после успешного прохождения испытательного срока;
  • выплата полной суммы осуществляется сразу при трудоустройстве;
  • полная сумма выплачивается только после прохождения сотрудником испытательного срока.

Сколько платят в российских компаниях за трудоустройство знакомого

  • По данным аналитиков, средняя сумма официального вознаграждения за привлечение одного нового сотрудника — 21,5 тыс. рублей.  
  • Самые большие выплаты, как правило, у компаний из сферы маркетинга, рекламы и PR — 42 тыс. рублей.
  • В ИТ-отрасли сумма бонуса составляет в среднем 39 тыс. рублей. 
  • От 35 тыс. до 36 тыс. рублей могут получить работники банковского сектора, сферы услуг (в основном фитнес и салоны красоты), а также отрасли образования и науки

Чем выгодны реферальные программы и есть ли подвох 

В самих компаниях заявляют, что плюсы при таком трудоустройстве очевидны для всех сторон: 

  • работодатель тратит меньше времени и ресурсов на поиск новых сотрудников;
  • сотрудник благодаря хорошей рекомендации получает дополнительный доход;
  • новые специалисты быстрее вливаются в коллектив и показывают результаты уже в самом начале трудовой деятельности. 

Люди, пришедшие через реферальную программу, чувствуют двойную ответственность — и перед работодателем, и перед своим другом, который их порекомендовал. Это, безусловно, отражается на их производительности.

Наталья Альбрехт заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Русал» 

Подробное содержание вакансии и специфику работы человеку, приходящему по реферальным программам, описывает рекомендатель. Это сильно упрощает процесс и уже на входе отсекает тех, кто на эту конкретную должность не подходит. 

Дмитрий Дударевдиректор по персоналу Компании развития общественных связей 

Но есть и подводные камни такого трудоустройства. 

  • Если рекомендованный человек не справляется с обязанностями или не проходит испытательный срок, это может отразиться на репутации сотрудника, который его предложил. 
  • Иногда компания может не выплатить бонус или задержать его, если кандидат не оправдал ожиданий или не выполнил какую-то задачу. В этом случае эксперты советуют заранее ознакомиться со всеми условиями такой программы. 

Фото обложки: Freepik

Копировать ссылкуСкопировано