Популярность реферальных программ для найма в России
- За последний год число российских организаций, предлагающих сотрудникам реферальные программы, выросло на 29%. Об этом заявили в сервисе «Авито. Работа».
- Чаще всего подобные предложения есть в банковской и инвестиционной сферах (61%), маркетинге, рекламе и PR (49%), страховании (43%), транспорте и логистике (42%), онлайн-торговле (38%), промышленности и автомобильном бизнесе (по 35%).
- Среди тех, кто рассказал о реферальной программе на своей работе, 54% участвовали в ней, а 26% успешно привели новых сотрудников. Еще 18% опрошенных сами нашли работу через эту программу.
- В среднем реферальные кампании «Приведи друга» позволяют закрывать до 20–30% открытых вакансий, сообщают эксперты.
Реферальная программа: что это и как работает
Реферальная программа (РП) — это способ нанимать новых сотрудников по рекомендациям. Первые такие программы появились в середине XX века в США. В 1940-х годах одной из первых начала использовать этот подход IBM. Такая программа позволила компании сэкономить на найме и улучшить качество сотрудников. С тех пор реферальные программы стали распространяться по всему миру.
Существует два вида реферального рекрутинга — внешний и внутренний.
- Внешний реферальный рекрутинг — это когда компания собирает рекомендации от людей, не работающих в ней. Это могут быть клиенты, партнеры или любые другие сторонние лица. Если по их протекции нанимают сотрудника, они могут получить вознаграждение от организации.
- Внутренний реферальный рекрутинг — это когда рекомендации по поиску персонала поступают от текущих работников компании. Если они приводят подходящего кандидата, то получают бонус. Внутренние рекомендации считаются более ценными, так как сотрудники знают культуру и потребности компании изнутри.
В разных компаниях условия этой программы могут сильно отличаться. Вот несколько сценариев:
- бонус за рекомендованного сотрудника выплачивается частями — первая часть при приеме на работу, вторая — после успешного прохождения испытательного срока;
- выплата полной суммы осуществляется сразу при трудоустройстве;
- полная сумма выплачивается только после прохождения сотрудником испытательного срока.
Сколько платят в российских компаниях за трудоустройство знакомого
- По данным аналитиков, средняя сумма официального вознаграждения за привлечение одного нового сотрудника — 21,5 тыс. рублей.
- Самые большие выплаты, как правило, у компаний из сферы маркетинга, рекламы и PR — 42 тыс. рублей.
- В ИТ-отрасли сумма бонуса составляет в среднем 39 тыс. рублей.
- От 35 тыс. до 36 тыс. рублей могут получить работники банковского сектора, сферы услуг (в основном фитнес и салоны красоты), а также отрасли образования и науки.
Чем выгодны реферальные программы и есть ли подвох
В самих компаниях заявляют, что плюсы при таком трудоустройстве очевидны для всех сторон:
- работодатель тратит меньше времени и ресурсов на поиск новых сотрудников;
- сотрудник благодаря хорошей рекомендации получает дополнительный доход;
- новые специалисты быстрее вливаются в коллектив и показывают результаты уже в самом начале трудовой деятельности.
Люди, пришедшие через реферальную программу, чувствуют двойную ответственность — и перед работодателем, и перед своим другом, который их порекомендовал. Это, безусловно, отражается на их производительности.
Наталья Альбрехт заместитель генерального директора по управлению персоналом компании «Русал»
Подробное содержание вакансии и специфику работы человеку, приходящему по реферальным программам, описывает рекомендатель. Это сильно упрощает процесс и уже на входе отсекает тех, кто на эту конкретную должность не подходит.
Дмитрий Дударевдиректор по персоналу Компании развития общественных связей
Но есть и подводные камни такого трудоустройства.
- Если рекомендованный человек не справляется с обязанностями или не проходит испытательный срок, это может отразиться на репутации сотрудника, который его предложил.
- Иногда компания может не выплатить бонус или задержать его, если кандидат не оправдал ожиданий или не выполнил какую-то задачу. В этом случае эксперты советуют заранее ознакомиться со всеми условиями такой программы.
Фото обложки: Freepik