Культурный кодДеталиЗрелища и хлеб

Раскольников в кедах, а Свидригайлов — в цепях и толстовке: что общего у рэперов с Достоевским и на что идут современные театры ради нового зрителя

В московском «Рэп-театре» показали спектакль в стиле рэп по роману «Преступление и наказание». Хип-хоп-проект получил грант мэра Москвы 2022 года.

Пресса уже сравнивает постановку с бродвейским хитом — рэп-мюзиклом «Гамильтон» об отцах-основателях США, который получил «Грэмми» и 11 «Тони».

Что произошло

В Москве появился «Рэп-театр». В постановке по роману Достоевского «Преступление и наказание» почти все главные герои «читают текстá».

Что говорят

По мнению режиссера, Достоевский наиболее близок «сегодняшнему состоянию умов». Некоторые журналисты считают, что спектакль может заинтересовать даже тех, кто не оценил произведение в школьные годы.

Контекст

В Москве уже реализовывали подобные проекты, но не по классике. В столице ставили хип-хоперы «Орфей и Эвридика» и «Копы в огне».

Тенденция

В России работают и другие нетрадиционные театры. Например, документальный или первый в мире подводный театр.

Что произошло

В Москве появился «Рэп-театр». Первую постановку по роману русского писателя Федора Достоевского «Преступление и наказание» уже показали в Культурном центре ЗИЛ. 

  • Проект поддерживает столичный комитет общественных связей и молодежной политики, а спектакль получил грант мэра Москвы 2022 года.
  • В этой постановке почти все герои — Раскольников, Разумихин, Порфирий Петрович, Свидригайлов, Мармеладов и Пульхерия Александровна — читают рэп. 
  • В ней также сочетаются детали разных эпох. Костюмы — в стиле XIX века, но у каждого героя есть аксессуар, связанный с хип-хоп-культурой. Например, Раскольников носит кеды, а Свидригайлов — толстовку и цепи. На сцене — граффити-портрет Достоевского. 

В «Рэп-театре» уже готовят новый спектакль, также по произведению классической литературы. Труппа намерена раскрыть детали будущей постановки на странице КЦ ЗИЛ в соцсети.

Что говорят

  • Создатель «Рэп-театра» и по совместительству автор текстов Лев Киселев заявляет, что рэп помогает наиболее достоверно передать большие объемы текста, в отличие от мюзиклов или рок-опер — там многое зависит от либретиста. Он отмечает, что многих отталкивает словосочетание «рэп-театр» из-за сложившихся стереотипов, но это только «на руку» проекту.

Это является плюсом для нас, потому что люди приходят к нам с заниженными ожиданиями. Нам приятно менять их мнение в лучшую сторону.

Лев Киселев
создатель «Рэп-театра»
  • По мнению режиссера-постановщика Захара Насакина, Достоевский — это «безутешная актуальность русской классики» и он наиболее близок «сегодняшнему состоянию умов».

Самым важным было нащупать верный пульс произведения. Найти в нем рэп. Всем известно, что рэп — это музыка улиц, музыка бедных и угнетенных. Какими как раз и являются герои «Преступления и наказания».

Захар Насакин
режиссер
  • Некоторые журналисты считают, что спектакль будет интересен не только тем, кому роман хорошо знаком, но и тем, кто «не понял сложный язык классической литературы в школьные годы».
  • В блоге TheatreWorld уверяют, что это великолепное переложение «классического тéкста в текстá». Постановка позволяет взглянуть на роман под новым углом.

Контекст

В Москве уже реализовывали подобные проекты: ставили так называемые хип-хоперы (оперы в стиле хип-хоп).

  • В 2016-м на сцене площадки TESLA 4000 поставили хип-хоперу «Орфей и Эвридика» по мотивам одноименного древнегреческого мифа. Орфея «зачитал» рэпер Noize MC. В том же году постановка получила премию Russian Musicbox за лучшее шоу года, а в 2018-м появилась ее студийная доработанная версия.

Первой российской хип-хоперой считаются «Копы в огне». Это история про четырех полицейских с огромными картонными пистолетами: они охотятся за бандой злодеев и все это время читают рэп. Премьера спектакля режиссера Юрия Квятковского состоялась в 2009 году. В 2020-м хип-хоперу решили перезапустить: к обновленной версии также «приложил руку» Noize MC.

Но классику в рэп-формате в России показали впервые. Постановку «Преступление и наказание» пресса сравнивает с нашумевшим бродвейским рэп-мюзиклом «Гамильтон» об отцах-основателях США.

  • В основе сюжета — биография первого министра финансов США Александра Гамильтона. Мюзикл получил «Грэмми», 11 «Тони» и Пулитцеровскую премию.
  • На Бродвее «Гамильтон» всего за восемь постановок, показанных в течение недели, собрал рекордные $3 млн. Из-за него даже изменили закон штата Нью-Йорк, чтобы сократить максимальное число билетов, продаваемых в одни руки.
  • Мюзикл изобилует панчами, например во время дебатов Гамильтона и Томаса Джефферсона. Судит этот рэп-батл первый президент США Джордж Вашингтон. А история дружбы и соперничества Гамильтона и третьего вице-президента США Аарона Берра напоминает «терки» Тупака и Notorious B.I.G.
  • Мюзикл привлек мировые киностудии. Disney выкупила права на постановку за $75 млн, «Гамильтон» доступен на стриминговом сервисе Disney+.

Тенденция

Хип-хоп театры, сочетающие в себе рэп, брейк-данс, граффити и диджеинг, существуют во многих странах, например во Франции, Великобритании и Канаде. Современный театр удивляет не только атмосферой уличной культуры.

  • Подводный театр, который впервые появился в Москве, сочетает в себе дайвинг и балет. Актеры «Прозрачного мира» задерживают дыхание на 3–4 минуты, а чтобы набрать воздуха, всплывают в тех частях бассейна, которые не видны зрителям. За постановку «Страсти по Родену» театр получил приз французского кинофестиваля «О жизни моря».
  • При постановке пьес документального театра используются нехудожественные тексты, например интервью, письма, дневники, стенограммы, статьи. В России такие спектакли можно увидеть в московском «Театр.doc» или Пензенском областном академическом театре им. Луначарского. Артисты часто используют технику «вербатим» (с лат. «дословно»): например, они в точности воспроизводят не только сказанное в интервью, но и манеру речи.
  • По всему миру популярность набирает иммерсивный театр. Он предполагает полную свободу зрителей. В нем нет разделения на зал и сцену: гости перемещаются по единому пространству вместе с актерами. Единственное правило — молчать. В России появился первый в мире репертуарный иммерсивный театр: в нем можно увидеть сразу несколько постановок. Одна из самых популярных — «Вернувшиеся». 
  • Труппа французского театра «Пассажиры» выступает только на улице и исключительно на вертикальных поверхностях — от стен древних крепостей до строительных кранов. Они же служат и декорациями, так как на них проецируются изображения. Спектакли представляют собой нечто среднее между пантомимой и балетом, а зрители понимают, что происходит на «сцене», без слов.
  • Во Вьетнаме есть кукольный театр, где кукловоды управляют героями постановок, стоя по колено в воде, для создания волн, брызг и других спецэффектов. Управляют марионетками с помощью бамбуковых палок.
Копировать ссылкуСкопировано