В цифрах
Объем предложения глэмпингов в России в 2023–2024 годах будет расти примерно на 30% в год, прогнозируют в Commonwealth Partnership. Через 2 года, как ожидается, число объектов для отдыха на природе с удобствами, как в отеле, перевалит за 700.
Что говорят
В Ассоциации глэмпингов также рассчитывают на увеличение доли проектов, которые работают круглогодично: на данный момент таких глэмпингов в России только 60% от общего числа.
Детали
За 2 минувших года в России запустили несколько проектов в национальных заповедниках и парках: например, глэмпинг открыли на плато Путорана в Красноярском крае, где раньше туристы могли размещаться только в «классических» палатках.
Тенденция
Отдых в глэмпингах крайне популярен у туристов по всему миру и, судя по всему, останется в трендах надолго: в 2022 году мировой оборот рынка оценивался в $3,78 млрд, а в ближайшие 5 лет этот показатель, как ожидается, достигнет $4,8 млрд.
В цифрах
- Объем предложения глэмпингов в России в 2023–2024 годах будет расти примерно на 30% в год, прогнозируют в агентстве коммерческой недвижимости Commonwealth Partnership (CMWP). Глэмпинг — это разновидность отдыха на природе со всеми удобствами и обслуживанием, как в отелях: туристам предлагается переночевать в домике, капсуле или экосфере со всеми удобствами, включая мебель, мини-кухни, туалетные комнаты и т.д. Так путешественники могут наслаждаться природой с городским комфортом.
- Сегодня в России работает 416 глэмпингов. В Commonwealth Partnership ожидают, что через 2 года число таких объектов может достичь 703. В Ассоциации глэмпингов России приводят немного иные цифры: по данным организации, сейчас в стране работает 386 проектов. Но дальнейшего увеличения числа объектов ожидают и в Ассоциации — на 50–80 к августу 2023-го.
- Один из основных факторов роста рынка глэмпингов — меры господдержки, пишет «Коммерсант»: правительство выделило 4,2 млрд рублей на строительство 174 модульных отелей, в число которых входят и глэмпинги. Во время Петербургского международного экономического форума президент РФ Владимир Путин предложил дополнительно выделить 11 млрд рублей на возведение еще 470 модульных отелей.
Что говорят
- Представители отрасли рассказывают, что сегмент глэмпингов набирает обороты еще и за счет хорошей окупаемости. Так, затраты на глэмпинг из 10–15 объектов размещения составляют примерно 100–300 млн рублей при среднем сроке окупаемости в 7–8 лет. Эксперты отмечают, что вложения в традиционные отели значительно выше, а срок окупаемости достигает 25 лет.
- Относительно короткий срок окупаемости обеспечивается за счет высоких цен на размещение в глэмпингах. По данным CMWP, средняя стоимость ночи составляет 8 тыс. рублей. Самый высокий показатель — в Приморье (10,4 тыс. рублей за ночь), самый низкий — в Пермском крае (6,2 тыс. рублей).
- В CMWP отмечают, что рост индустрии глэмпингов определяется повышенным спросом из-за новизны формата. Как раз из-за моды такой формат размещения рынок глэмпингов сегодня «серьезно перегрет», считает глава туроператора «Дельфин» Сергей Ромашкин. По мнению представителей отрасли, с насыщением рынка стоимость проживания в глэмпингах снизится, а многие переоцененные объекты — закроются.
- В Ассоциации глэмпингов также прогнозируют постепенное увеличение доли проектов, которые работают круглый год: на данный момент таких глэмпингов в России 60% от общего числа. Также на рынке смогут укрепиться сетевые игроки. По подсчетам CMWP, сейчас в их руках консолидировано только 9% глэмпингов.
Детали
- Глэмпинги сегодня работают в 63 регионах России, рассказали в CMWP. Больше всего их в Московской (57 объектов) и Ленинградской (43) областях, а также в Краснодарском крае (32). Суммарно на эти регионы приходится 32% от общего числа таких средств размещения.
- На Сахалине, в Якутии, Северной Осетии и других регионах работает по одному проекту. Например, на берегу Баренцева моря недавно построили первый глэмпинг «Китовый берег» — в формате четырехзвездочного отеля с экосферами, в которых могут разместиться до четырех человек.
- В Ассоциации туроператоров России (АТОР) отмечают, что глэмпинги «стали настоящей вирусной модой». Это видно и по статистике поисковых запросов в Google: в марте 2021-го слово «глэмпинг» искали 55 тыс. раз, а 2023-го — уже 168 тыс. раз. В АТОР рассказывают, что за последние 2 года в стране открылось много проектов в национальных заповедниках и парках — это труднодоступные места, где невозможно или запрещено капитальное строительство. Например, недавно глэмпинг открыли на плато Путорана в Красноярском крае, где туристы обычно жили только в палатках.
- Кроме того, представители индустрии активно расширяют существующие проекты. Так, подмосковный глэмпинг «Под небом» запустил вторую очередь жилых сафари-тентов и расширил общие зоны, в том числе ресторан и кафе. Развиваться компании помогает растущий интерес москвичей к загородному отдыху и высокий средний чек — 80 тыс. рублей за уикенд на двоих с пакетом «все включено», пишет Forbes. Также среди популярных объектов в Подмосковье — арт-усадьба «Веретьево», глэмпинги «4 стихии», «Сила ветра» и др.
- Многие игроки расширяются за счет грантов. Например, первый российский глэмпинг «Гуляй-город» в Тульской области получил от государства 12,5 млн рублей. На эти средства к 30 домикам-модулям достроили еще 11. Стоимость проживания в «Гуляй-городе» — примерно 20 тыс. рублей за выходные с завтраками.
Тенденция
- Глэмпинг стал мировым трендом, который имеет шансы «остаться надолго», говорят эксперты: новые объекты ежегодно открываются по всему миру, а интерес путешественников к ним только растет. В 2022 году мировой оборот рынка оценивался в $3,78 млрд, а в ближайшие 5 лет он достигнет $4,8 млрд, пишет Forbes. Тенденция на такой вид туризма среди миллениалов подпитывает рыночный спрос, отмечают эксперты.
- В 2022 году путешественники чаще выбирали размещение в коттеджах и капсулах — из-за наличия дверей и окон. Наибольшая доля выручки (35,2%) пришлась на Европу. В регионе расположены одни из самых популярных глэмпингов в мире. Например, в Испании это Aire de Bardenas, расположенный в 10 минутах езды от природного парка Барденас-Реалес, а в Финляндии — баббл-отель Wilderness Nellim, из которого открывается вид на северное сияние.
- В Европе этот бизнес активно развивается последние 10 лет: он начинался как нишевый сегмент, однако теперь набирает обороты за счет растущей осведомленности потребителей о преимуществах глэмпинга.
Фото обложки: Максим Киселев / ТАСС