Метавселенная — гипотетическая следующая ступень эволюции интернета. Объединяющее множество виртуальных миров иммерсивное трехмерное онлайн-пространство со своей экономикой, предметами собственности, недвижимостью и неограниченным числом одновременных пользователей-аватаров. Каждую неделю Даниил Ротштейн анализирует, как корпорации, деятели искусств, разработчики VR-технологий, криптоэнтузиасты и вслед за ними весь остальной мир делают новые шаги на пути к неясному, но неизбежному будущему, которое сулит Метавселенная.
Свадьба в Метавселенной
- Индийская пара планирует свадьбу в Метавселенной. Из-за коронавирусных ограничений традиционно пышные индийские свадьбы сейчас организовывать проблематично, поэтому жених и невеста хотят организовать мероприятие в виртуальном пространстве, а заодно — в стилистике горячо любимого «Гарри Поттера».
- Виртуальное пространство для свадьбы разрабатывает индийский стартап Tardiverse, который позиционирует себя как «проект по созданию смешанной реальности на базе блокчейн-технологии».
- Помимо аватаров молодоженов и гостей, на виртуальной свадьбе будет присутствовать аватар недавно скончавшегося отца невесты.

Почему это интересно: эта история — своеобразный микрокосм потенциального видения Метавселенной, идеальная рекламная подача концепции. Социальное мероприятие, которое невозможно в текущих условиях провести в реальности, становится возможным благодаря виртуальной реальности. Плюс виртуальный образ умершего человека — страшный, но, вероятно, неизбежный элемент будущей Метавселенной. О такой технологии российский фантаст Сергей Лукьяненко писал еще в 1999 году в повести «Прозрачные витражи». Ключевой вопрос, на который еще предстоит ответить идеологам Метавселенной, — насколько ажиотаж вокруг этой концепции обусловлен пандемией и насколько сильно он просядет, когда пандемия неизбежно закончится.
Большая корейская Метавселенная
- Власти Южной Кореи делают большую ставку на развитие Метавселенной. Министерство науки и информационно-коммуникационных технологий страны заложило $7,5 млрд на развитие ИИ и технологий, связанных с виртуальной реальностью.
- Это часть анонсированного в прошлом году Нового цифрового курса, в рамках которого на развитие цифровых технологий в Южной Корее планируется до 2025 года потратить $48,5 млрд. Помимо Метавселенной, средства пойдут на строительство сетевой инфраструктуры и внедрение таких технологий, как самоуправляемые автомобили.
- К 2026 году власти Кореи рассчитывают иметь 220 компаний и 40 тыс. профессионалов, специализирующихся на Метавселенной.

Что это значит: Южная Корея активно работает над максимально оперативным внедрением цифровых технологий во всех отраслях общественной жизни. В плане Метавселенной Корея пока остается одним из немногих государств, где развитие отрасли обозначено как централизованно поддерживаемый государственный приоритет. На Западе и в Индии направление отдано на откуп частникам, в Китае — регионам. Стратегия Южной Кореи может обеспечить более раннюю интеграцию Метавселенной с другими частями цифровой инфраструктуры страны.
Sandbox поддержит метапредпринимателей
- Разработчики виртуального пространства The Sandbox анонсировали создание фонда-акселератора для поддержки стартапов в отрасли. Общий объем фонда — $50 млн.
- Предполагается, что фонд будет поддерживать до 40 стартапов в год, работающих в сфере Метавселенной. Каждый из них сможет претендовать на инвестиции в объеме до $250 тыс., а также на бонусы в виде токенов The Sandbox, включая криптовалюту SAND, виртуальные участки и т.д.
- Партнером проекта выступает гонконгский венчурный фонд Brinc. Владелец The Sandbox Animoca Brands, которая также базируется в Гонконге, ранее вложил в Brinc $130 млн на развитие криптостартапов.

О чем это говорит: The Sandbox — один из наиболее заметных игроков в лагере сторонников идеи децентрализованной Метавселенной на базе Web3 с использованием криптовалюты и NFT. При этом сам проект остается в очень сыром виде, судя по запущенной ранее ограниченной альфа-версии. Анонс акселератора с высокой долей вероятности связан с необходимостью подогревать интерес к криптовалюте SAND, которая после фазы бурного роста на фоне анонса альфа-версии упала в цене более чем в 2 раза.
Meta в поисках интеллекта
- Meta (бывший Facebook) строит гигантский суперкомпьютер для обучения искусственного интеллекта. Компьютер RSC (AI Research SuperCluster, Суперкластер изучения ИИ) еще не закончен, но уже считается одним из самых мощных в мире.
- RSC работает не только на Метавселенную, но и на текущие продукты Meta. В частности, в компании рассчитывают, что более сложный ИИ поможет эффективнее вылавливать и блокировать опасный контент.
- В виртуальном пространстве Meta планирует применять ИИ в том числе для автоматического синхронного перевода для всех пользователей.

Почему это важно: в одном из прошлых выпусков мы уже говорили о важности ИИ и виртуальных помощников для разработки Метавселенной. В Meta, судя по всему, в первую очередь озабочены проблемой модерации и фильтрации контента — Марк Цукерберг вряд ли хочет, чтобы его видение Метавселенной было омрачено теми же репутационными проблемами, от которых сегодня страдает Facebook. Сегодняшние алгоритмы фильтрации контента одновременно неэффективны и склонны к перекосам — без радикального прорыва в этой технологии обеспечить ненавязчивую модерацию в Метавселенной у Meta просто не получится.
Наблюдение недели
На этой неделе в интернете актуализировалась дискуссия о возможностях сетевой инфраструктуры применительно к Метавселенной. Financial Times рассмотрела декабрьский кейс в Великобритании, когда стриминг футбольных матчей на Amazon Prime привел к рекордному в истории страны всплеску трафика. Нагрузка превысила заявленные мощности национального оператора BT, но сеть выдержала. Видимо, в компании предусмотрительно занизили свои возможности. Тем не менее сигнал очевиден: даже текущий «плоский» интернет в любой момент может исчерпать физические возможности существующих сетей, даже в развитых странах. Реализация концепции Метавселенной потребует значительных инвестиций в 5G и 6G. Учитывая сложность внедрения новых стандартов связи, Метавселенная может упереться в долгосрочный инфраструктурный барьер.