Метавселенная — гипотетическая следующая ступень эволюции интернета. Объединяющее множество виртуальных миров иммерсивное трехмерное онлайн-пространство со своей экономикой, предметами собственности, недвижимостью и неограниченным числом одновременных пользователей-аватаров. Каждую неделю Даниил Ротштейн анализирует, как корпорации, деятели искусств, разработчики VR-технологий, криптоэнтузиасты и вслед за ними весь остальной мир делают новые шаги на пути к неясному, но неизбежному будущему, которое сулит Метавселенная.
Разработчики игр все больше смотрят в сторону NFT
- Гейм-дизайнер
Питер Молиньё анонсировал блокчейн-игру Legacy — бизнес-симулятор, где можно будет торговать NFT-активами, включая виртуальную недвижимость и собственного персонажа. Сделки будут осуществляться в криптовалюте LegacyCoin на базе Ethereum. Проект уже продал виртуальные земельные участки на $53 млн. Главный партнер проекта — компания Gala Games, специализирующаяся на блокчейн-играх. Gala Games на этой же неделе анонсировала фонд поддержки игровых проектов на блокчейне с капиталом в $100 млн.
- Украинская студия GSC Game World объявила о создании «метавселенной» и NFT по игре S.T.A.L.K.E.R. 2 — один из самых ожидаемых игровых релизов 2022 года. NFT-токенам будут соответствовать персонажи и предметы из игры. Их можно будет купить на аукционах, которые начнутся с января 2022 года.
Что это значит: интерес к NFT и созданию «метавселенных» демонстрирует все больше относительно мейнстримовых разработчиков. Ключевое слово здесь «относительно»: Молиньё, несмотря на причастность к ряду знаковых проектов в прошлом, имеет в отрасли сомнительную репутацию как человек, который регулярно не выполняет свои обещания. GSC Game World также имеет сомнительную репутацию после затяжного кризиса и временного закрытия компании в 2011 году. Эффект двоякий: с одной стороны, анонсы таких проектов связаны с нормализацией NFT в играх, с другой — усиливается ассоциация блокчейн-функций с недобросовестными разработчиками.
VR как кадровый инструмент
Гостиничная сеть MGM Resorts позволит кандидатам при приеме на работу тестироваться в виртуальном тренажере, имитирующем работу в гостиницах и казино, включая интеракции со «сложными» постояльцами. Компания рассчитывает, что так претенденты будут лучше понимать повседневные задачи до найма. Технология, в частности, будет использована при наборе персонала для отеля и казино в японском городе Осака. Предоставляет технологию VR-компания Strivr, специализирующаяся на отраслевом VR-обучении.
Билл Гейтс считает, что в течение 3 лет виртуальные совещания полностью перейдут из двухмерных приложений в метавселенные с использованием трехмерных пространств, аватаров и пространственного звука. При этом Гейтс признает, что у большинства людей пока нет нужных для этого VR-очков и перчаток, но заверил, что Microsoft вскоре представит «промежуточные» технические решения.
Почему это важно: бизнес систематически демонстрирует больший интерес к VR-технологиям, чем массовый пользователь. Конференции и обучение персонала — приоритетные направления для виртуальной реальности в этом секторе. Метавселенная может закрепиться в корпоративных пространствах раньше, чем придет в дома обычных пользователей.
Meta делает решительные шаги
Meta (бывшая Facebook) открыла пользователям из США и Канады доступ к своему VR-пространству Horizon Worlds. Проект позволяет группе до 20 человек общаться в виртуальном мире, а также играть в простые игры и даже создавать предметы с различными функциями. В Horizon Worlds также работают гиды — опытные пользователи, которые помогают новичкам.
При этом в Horizon Worlds уже зафиксировали жалобу бета-тестера на виртуальный сексуальный харрасмент. В программе есть функция «безопасного режима», при включении которого с пользователем никто не может взаимодействовать, но пока неясно, насколько она решит проблему и защитит компанию от жалоб.
Что это значит: в вопросе создания собственных пространств Meta пока сильно отстает от конкурентов. Horizon Worlds сравнивают с Roblox, Second Life и VRChat — давно известными проектами с собственной аудиторией. Кейс с жалобой на харассмент вскрывает еще один важный фактор: проблема фильтрации контента и защиты пользователей от троллинга будет в Метавселенной стоять значительно более остро, чем даже в привычных соцсетях, — просто потому что в VR любой негативный опыт воспринимается острее.
Цитата недели
Наша задача — построить открытую метавселенную, которая сможет сопротивляться конкуренции со стороны тех, кого мы называем «метавселенные Web 2.0» .
Себастьян Борге, сооснователь виртуального блокчейн-пространства The Sandbox
О чем речь: «метавселенные Web 2.0» — некий собирательный термин для амбиций больших ИТ-компаний вроде Meta и Microsoft, который противопоставляется концепции Web3, основанной на построении Метавселенной на блокчейне и принципе децентрализации. К представителям движения Web3 относятся в том числе The Sandbox, Decentraland и другие виртуальные пространства на блокчейне. Для этих проектов Meta и другие компании, составляющие Big Tech, — главный и самый опасный конкурент. Ключевой посыл представителей Web3 — что этот конфликт носит в первую очередь идеологический, а не бизнес-характер.
Наблюдение недели
Компания Intel в специальной презентации, посвященной перспективам развития Метавселенной, заявила, что для ее создания потребуется тысячекратное увеличение вычислительной способности компьютеров. Речь идет не только о личных устройствах пользователей, но и о серверах, сетевых устройствах и т.д. Ирина Карагяур, директор по развитию в метавселенной в блокчейн-компании Unique Network и амбассадор сети криптовалюты Polkadot в Западной Европе, в статье на Coindesk пишет о необходимости интенсивного развития инфраструктуры NFT.
Это общий посыл, который теряется за хайпом вокруг темы Метавселенной, — сегодняшняя сетевая и компьютерная инфраструктура даже отдаленно не готова к реализации видения Марка Цукерберга и других мета-энтузиастов. Инженерные аспекты строительства Метавселенной неизбежно будут выходить на первый план и уже в среднесрочной перспективе станут сдерживающим фактором развития отрасли.