КиберпанкДетали

Путь к Метавселенной

Виртуальные кроссовки, сырой AR и музыка для Fortnite — в разборе «Московских новостей».

Метавселенная гипотетическая следующая ступень эволюции интернета. Объединяющее множество виртуальных миров иммерсивное трехмерное онлайн-пространство со своей экономикой, предметами собственности, недвижимостью и неограниченным числом одновременных пользователей-аватаров. Каждую неделю Даниил Ротштейн анализирует, как корпорации, деятели искусств, разработчики VR-технологий, криптоэнтузиасты и вслед за ними весь остальной мир делают новые шаги на пути к неясному, но неизбежному будущему, которое сулит Метавселенная.

Спортивные бренды рвутся в Метавселенную

  • Nike открыл собственный виртуальный мир в Roblox — одной из платформ, претендующих на то, чтобы стать прообразом будущей Метавселенной. В Nikeland пользователи могут играть в спортивные мини-игры, получать награды и, разумеется, примерять на своих аватаров продукцию компании. Для Nike это часть глобальной стратегии. С конца октября компания активно нанимает «дизайнеров виртуальных товаров» и тогда же подала в Ведомство США по патентам и товарным знакам заявку на регистрацию своих слоганов и символов в привязке к цифровым товарам.
Фото: roblox.com
  • Adidas в твиттере заигрывает с игровой блокчейн-платформой The Sandbox в преддверии запуска альфа-версии проекта 29 ноября. Спортивный бренд намекает на возможность создания своего аналога Nikeland в Sandbox, чем дополнительно стимулирует рост цены токена SAND.
  • NFL совместно с разработчиком контента для Roblox Melon запускает собственный проект, в рамках которого игроки в Roblox смогут получить шлемы и футболки команд.

Что это значит: Спортивные бренды и организации традиционно ориентируются на молодежный сегмент и, как следствие, активнее многих других игроков используют для продвижения цифровые технологии. Целевая аудитория Nike и Adidas начинается с 13–15 лет, и именно эта аудитория сегодня наиболее широко представлена в ассоциируемых с Метавселенной проектах. Помимо отраслей ИТ и развлечений спорт может стать одним из ключевых ранних игроков на этом направлении.

Meta наращивает продвижение своего VR-«железа»

  • Meta (бывший Facebook) проводит ребрендинг своего подразделения Oculus, отвечающего за шлемы виртуальной реальности. Флагманский шлем Oculus Quest 2 на сайте компании уже называется Meta Quest 2.
  • Компания также заказала у агентства VMLY&R ролик для Quest на новогодние праздники.
  • Ранее Meta показала пока еще очень ранний прототип перчаток для виртуальной реальности. Компанию уже обвинили в краже идеи и нарушении патента, но поскольку до релиза перчатки еще долго, пока это для Meta не проблема.

Что это значит: Компания Марка Цукерберга стремится закрепить в сознании аудитории простой тезис: «массовые потребительские VR-технологии — это Meta». Сейчас им на пользу играют факты — по большинству оценок, Quest 2 — действительно самый оптимальный VR-шлем на рынке. Другое дело, что за пределами ниши VR-энтузиастов Facebook-Meta пока не воспринимается как серьезный производитель «железа».

Рынок AR пока сыроват, все ждут Apple

  • До США добрались AR-очки Nreal Light. Очки подключаются к смартфону и выводят картинку с него на виртуальный экран перед глазами пользователя. Журналисты жалуются на ограниченный функционал и слабое программное обеспечение.
https://www.youtube.com/watch?v=_gRXOcV3TqU
  • Новые утечки свидетельствуют о том, что проект по разработке AR-очков Apple близок к запуску. Новые прогнозируемые сроки выпуска — конец 2022-го – начало 2023 года.

Что это значит: AR пока самый неоднозначный элемент движения к Метавселенной. Технология находится на куда более раннем этапе, чем VR, и неясно, как AR вообще будет встраиваться в повседневное использование. Ситуацию изменит только релиз массового AR-продукта от крупной компании, по аналогии с Oculus Quest в сегменте VR.

Сегмент «серьезных» VR-игр постепенно набирает обороты 

  • Resident Evil 4 VR — полный ремейк культовой хоррор-игры 2005 года — стал самой быстро продаваемой игрой в библиотеке Meta Quest. Также разработчики анонсировали появление в игре в 2022 году режима Mercenaries — по сути, бесконечного аркадного экшн-режима.
https://www.youtube.com/watch?v=qTIizcuSdHg
  • Ранее Meta анонсировала разработку VR-версии GTA San Andreas — одной из самых знаменитых частей франшизы GTA, выпущенной в 2004 году.
  • Разработчики симулятора наемного убийцы Hitman 3 анонсировали выход VR-режима игры на ПК. До этого он был доступен только на консолях PlayStation. Релиз ожидается в январе.

Что это значит: Геймеры — главные потенциальные мигранты первой волны в Метавселенную. Недаром ключевыми игроками в сегменте уже сейчас считаются Roblox и Fortnite, очень популярные среди молодежи. Но в сегменте VR пока доминируют небольшие игры, созданные специально для виртуальной реальности. Порты классических игр 2000-х годов и VR-режимы в популярных современных релизах на консолях и ПК увеличивают заинтересованность в VR геймеров старшего поколения, более платежеспособных и склонных к покупкам дорогостоящего «железа».

Сделка недели

Epic Games объявила о покупке разработчика музыкальных игр Harmonix. Harmonix наиболее известна по франшизам Rock Band и Dance Central. Теперь студия будет делать «музыкальные путешествия и геймплей» для Fortnite.

Музыка — важное направление для Epic, их воодушевил успех виртуальных концертов в Fortnite, которые уже успели дать Marshmello, Трэвис Скотт и Ариана Грандэ.

Epic Games — один из главных претендентов на роль основного строителя Метавселенной, поскольку, помимо Fortnite, компания разрабатывает Unreal Engine — популярный набор инструментов для создания игр и виртуальных пространств.

Наблюдение недели

Для внятного обсуждения Метавселенной и связанных с ней проектов в СМИ потребуется выработка всем понятного словаря. Пока российские и зарубежные СМИ называют «метавселенной» все подряд — и игровую платформу Roblox, и находящийся внутри нее виртуальный мир Nike, и The Sandbox, и Fortnite, и даже виртуальный музей истории консоли Xbox. Многие разработчики это поддерживают, поскольку каждый хочет позиционировать себя как ключевого игрока в зарождающемся сегменте. Но не каждая онлайн-игра или виртуальное пространство — Метавселенная. В интересующем нас понимании Метавселенная — это пока что гипотетическое видение новой версии Интернета, которая все эти платформы и пространства объединит в одно. Называть каждый продукт такого типа «метавселенной» — это как называть Facebook «интернетом». В предстоящие месяцы и годы индустрии предстоит выработать более четкую терминологию. В рамках этой рубрики мы будем отличать Метавселенную с большой буквы «М» от всех тех проектов, которые пока только надеются ей когда-нибудь стать.

Копировать ссылкуСкопировано