Что произошло
Китайские власти в рамках борьбы с коррупцией и излишним потреблением начали борьбу со слишком дорогими наборами лунных пряников.
Контекст
Пряники — традиционное угощение и подарок к осеннему фестивалю Чжунцюцзе, который посвящен Луне.
История вопроса
Впервые лунная выпечка привлекла внимание борцов с коррупцией в 2013 году, после того как в продаже появился подарочный набор пряников из чистого золота.
Тенденция
Для искоренения коррупции и чрезмерного потребления власти КНР призвали жителей отказаться от дорогих свадебных подарков и запретили демонстрировать роскошь на ТВ.
Что происходит
Китайские власти начали борьбу с «заоблачными» ценами на так называемые лунные пряники в преддверии осеннего фестиваля, который пройдет в эти выходные, пишет The Guardian.
- Юэбин, он же mooncake, он же лунный пряник — традиционное китайское угощение к празднику Чжунцюцзе, посвященному Луне. По старой традиции, на Чжунцюцзе жители Китая выпекают пряники в форме Луны с различными начинками, а затем дарят их друзьям и близким.
Сладкие лунные пряники «юэбин»
Фото: UnsplashГигантский пирог из 9999 лунных пряников «юэбин»
Фото: Zuma / TASSЛунные пряники в праздничной упаковке
Фото: Phearum / Zuma / TASSСвежеиспеченные лунные пряники в пекарне в Ханое
Фото: Luong Thai Linh / EPA / TASSИзготовление лунных пряников по «старому вкусу» в столетней кондитерской «Xing Fu Yuan'»
Фото: Zuma / TASS
- Одни китайцы готовят праздничное лакомство сами, другие — покупают пряники в магазинах. Ближе к празднику популярная выпечка появляется в супермаркетах, кондитерских и кофейнях, в том числе и сетевых, например в Starbucks и Costa Coffee. Купить можно как один пряник, так и целый набор в подарочной упаковке.
Лунные пряники от «Starbucks»
Фото: StarbucksЛунные пряники от «Starbucks»
Фото: Starbucks
- В некоторые пряничные наборы добавляют элитный алкоголь и упаковывают их в дорогостоящие материалы. Отдельные образцы настолько роскошны, что китайские власти предположили, что вручение такого подарка может считаться взяткой, и запустили «антипряничную» кампанию.
- Власти КНР подсчитали, что производство средней коробки лунных пряников стоит около 70 юаней (примерно 600 рублей), а значит, розничная цена не должна превышать 500 юаней (4 тыс. рублей).
- В рамках подготовки к фестивалю правоохранительные органы Китая начали инспектировать торговцев пряниками. С начала августа правоохранители проверили 180 тыс. продавцов.
- Как сообщили СМИ, около 20% торговцев выставляли цену на пряничные наборы выше максимально разрешенной суммы, а некоторые продавцы обходили правила, устанавливая ценник на лакомство в 499 юаней и предлагая купить к ним дорогую упаковку отдельно.
Контекст
- Чжунцюцзе, который еще называют праздником Урожая (совпадает со временем уборки урожая), — один из самых важных и почитаемых в КНР. Его празднование внесено в национальный список нематериального культурного наследия.
Праздник середины осени в Гонконге
Фото: Zuma / TASSПраздник середины осени в Гонконге
Фото: Zuma / TASSПраздник середины осени в Гонконге
Фото: Zuma / TASS
- По традиции в этот день китайцы собираются на открытом воздухе, накрывают столы и любуются Луной, почитая ее мифическую жительницу — Чанъэ. Жители Китая считают, что в середине сентября Луна на небе наиболее яркая и круглая.
- К фестивалю, посвященному празднику Луны, улицы китайских городов украшают разноцветными фонарями и гирляндами, а также устраивают спектакли, танцы и другие мероприятия. Однако в последние годы из-за коронавирусных ограничений многие из них отменяли.
История вопроса
- Как отмечают СМИ, в Китае отношения между людьми устроены особым образом: как правило, когда китайцы идут к кому-нибудь с просьбой, то делают этому человеку подарок. Например, нужна помощь по работе — сначала коллеге полагается подарить дорогой чай, а если привел ребенка в детский сад, то нужно что-то подарить воспитателю.
- Можно сделать и более универсальный подарок — преподнести деньги в красном конвертике (хунбао). Этой практике уже сотни лет, но она до сих пор настолько популярна, что в китайском мессенджере WeChat даже есть функция «отправить хунбао».
- Однако часто подарки становятся слишком дорогими и превращаются во взятки. К концу первого десятилетия XXI века коррупция в Китае достигла таких масштабов, что начала подрывать работу важнейших госучреждений и вызывать серьезное недовольство в народе.
- Китайский лидер Си Цзиньпин, придя к власти в 2013-м, активно занялся этой проблемой. Он запустил новую кампанию по «борьбе с мухами и тиграми». «Мухами» назывались мелкие взяточники, а «тиграми» — крупные коррупционеры (люди на высоких постах).
- На фоне крупномасштабной кампании по борьбе с коррупцией законодатели запретили китайским чиновникам принимать подарки, а также ввели ряд других мер, например ужесточили контроль за их зарубежными поездками.
- В том же 2013 году внимание властей привлекли те самые лунные пряники (юэбины). Громким прецедентом стало появление в продаже набора с золотыми пряниками стоимостью почти 43 тыс. юаней ($6,4 тыс.).
- По информации китайских СМИ, с тех пор продажи дорогих подарочных наборов с лунными пряниками резко упали. В пандемию ситуация усугубилась — бизнес пострадал от коронавирусных ограничений. По словам продавцов лунных пряников, в этом году дела у них идут «намного хуже», поэтому, как отметили бизнесмены, неудивительно, что многие пытаются поправить свое положение, завышая цены, обходя ограничения властей.
Тенденция
- В 2018 году власти КНР призвали жителей отказаться от дорогих свадебных подарков, таких как машины или жилье. Также чиновники раскритиковали «вульгарные» обычаи, например выкуп за невесту и проведение пышной церемонии. В Министерстве гражданских дел Китая заявили, что необходимо разработать более «подходящий свадебный этикет», отражающий ценности страны.
- В 2020 году Си Цзиньпин заявил, что «бережливость почетна», и запустил кампанию по борьбе с пищевыми отходами. В рамках операции «чистая тарелка» власти призвали рестораны ввести правила, в соответствии с которыми люди должны заказывать на одно блюдо меньше, чем количество людей за столиком, — то есть на четверых полагается заказать три блюда. Дело в том, что в Китае считается вежливым заказывать в ресторане больше еды, чем необходимо. Кроме того, блюда в китайских ресторанах часто подают в «семейном стиле» — в больших общих тарелках, предназначенных для нескольких человек.
- В том же году китайские власти ввели штрафы для тех, кто пропагандирует переедание. Например, фудблогерам, которые потребляют на камеру огромные порции еды, грозит штраф до 100 тыс. юаней (более $14 тыс.).
- В 2021 году китайским телеканалам запретили демонстрировать контент, побуждающий зрителей к чрезмерно большим тратам, — по ТВ нельзя показывать богатство и роскошь. Вместо этого телеканалы обязали делать упор на социалистическую и традиционную китайскую культуру.
Фото обложки: thedieline.com