КапиталДетали

Прибыльный «Яндекс»

Как бизнес «Яндекса» расцвел в кризисный год и почему санкции помогли компании увеличить прибыль. 

На этой неделе рынок порадовал российский бигтех — «Яндекс» представил отчет за 2022 год. Выяснилось, что, несмотря на кризис и благодаря санкциям, компания вышла в хороший плюс: ее выручка выросла в 1,5 раза, а чистая прибыль на треть. «Московские новости» выяснили у Романа Романовича, инвестора и автора подкаста «Поговорим об инвестициях», стоит ли заходить в бумаги «Яндекса» тем, кто еще этого не сделал, и насколько предстоящий раздел компании грозит ее бизнесу. 

Что произошло 

«Яндекс» опубликовал отчет за четвертый квартал 2022 года и за весь 2022 год. Выяснилось, что на фоне кризиса и санкций бизнес компании расцвел. Выручка за год увеличилась почти в 1,5 раза — на 46% (если сравнивать с 2021 годом), до 521,7 млрд рублей. Скорректированная чистая прибыль достигла 10,8 млрд рублей, прибавив 34%. 

Инфографика "Московские новости"

Компания также сообщила, что в конце года резко выросли продажи «умных» устройств — почти в 2 раза (на 190%, если сравнивать с четвертым кварталом 2021 года), до 11,7 млрд рублей. Кроме того, выручка в сегменте «Поиск и портал» (а он включает в себя собственно сам поиск, геосервисы, «Погоду», «Яндекс 360» и другие) за это время увеличилась почти в 1,5 раза — на 47%, почти до 70 млрд рублей. 

Из хороших новостей для «Яндекса» — увеличение его поисковой доли в четвертом квартале на 2,4%, до 62,6%. Кроме того, все больше россиян стали пользоваться сервисами компании, которые позволяют заказывать такси, каршеринг или арендовать самокат, что дало сегменту «Райдтех» плюс 17% в четвертом квартале 2022 года.

Санкционная почва 

Как поясняет Роман Романович, инвестор и автор подкаста «Поговорим об инвестициях», стимулом роста для сегмента «Поиск и портал» (он приносит больше всего денег и позволяет компании развивать пока убыточные направления) стали санкции. Сервисы, которые входят в этот сегмент, привлекли больше денег и аудитории на фоне ухода из России американского бигтеха, Google, Meta* и YouTube. 

Прежде всего снизилась доля Google в поиске, чью нишу тут же начал постепенно занимать «Яндекс». Этот сервис прибавил 2,4 процентного пункта в российском сегменте поиска за прошлый год. Кроме того, бизнес «Яндекса» начал активно расти, в том числе благодаря рекламным бюджетам. Если раньше российские компании размещали их в Google, Meta* и YouTube, то теперь эти бюджеты получил тот же «Яндекс». Наконец, отдельную роль сыграл малый и средний бизнес, который стал в прошлом году активнее пользоваться как поиском «Яндекса», так и интернет-продуктами компании, включая облако, такси и другие. 

Что касается таких сервисов «Яндекса», как доставка еды, то почти двукратный рост товарооборота в этом сегменте связан в том числе с тем, что в бизнес компании в прошлом году вошел еще Delivery Club, а к системе «Яндекс.Еда» подключаются все новые рестораны. В целом же рост спроса на сервисы «Яндекса» является органическим, который во многом обусловлен удобством экосистемы, созданной компанией. 

Передел как фактор 

Однако радужная картина, которую «Яндекс» представил в рамках своих финансовых результатов, не должна заставить инвестора забыть о текущих рисках, которые могут отразиться на бизнесе компании. Как напоминает Романович, главный риск для «Яндекса» на сегодня — это раздел бизнеса компании, о котором было объявлено в ноябре 2022 года. 

Тогда было заявлено, что новая структура предполагает независимое развитие части международных сегментов, включая автономные автомобили, образовательные и облачные сервисы плюс технологии управления данными. Все эти проекты будут оформлены как отдельные компании, и управлять ими будет Yandex N. V. — юрлицо, зарегистрированное в Нидерландах, которое сейчас объединяет все бизнесы «Яндекса». Для сервисов, которые останутся в России, плюс для самого бренда «Яндекс» будет оформлена российская компания — в ноябре прошлого года речь шла о том, что возглавить ее должен экс-министр финансов Алексей Кудрин. 

Скорее всего, в нидерландской компании останутся убыточные для «Яндекса» бизнесы — тот же самый сервис беспилотных авто, «Яндекс Образование» и другие проекты, которые деньги не приносят. Дело в том, что сейчас электронная коммерция и развлекательные сервисы «живут» за счет генераторов прибыли «Яндекса» — в первую очередь поиска и портала, а также райдтеха. Поэтому уход неприбыльных проектов за рубеж на мой взгляд, хорошо для российского бизнеса «Яндекса». 

Все это дает основания аналитикам говорить о серьезном потенциале роста для бумаг «Яндекса», которые с начала прошлого года упали вместе с рынком почти на 60%. На фоне того, что бизнес растет, а предстоящие изменения могут пойти ему на пользу, большинство участников сходятся во мнении, что справедливая цена «Яндекса» — в среднем 3 тыс. рублей за бумагу (текущая составляет порядка 2 тыс. рублей). 

Таким образом, речь идет о потенциале роста как минимум на 50% к текущему уровню. Поэтому акции компании выглядят сейчас как разумный вариант для инвестиций. 

*Компания Meta признана в России экстремистской.