МоскваДетали

Погружение в «Тоннель времени», выставка ретровагонов и иммерсивный спектакль: как московское метро отметит свое 90-летие

15 мая 2025 года Московский метрополитен отмечает свой 90-летний юбилей. Символ города, удобный и красивый, он стал неотъемлемой частью жизни москвичей и образцом для других метрополитенов мира. Ежедневная поездка из окраин до центра Москвы — это настоящее путешествие во времени. Рассказываем об истории открытия первой линии московского метро и о том, как почувствовать себя жителем Москвы 1935 года.

Рождение метро: как строилась первая ветка московского метрополитена 

Идея построить метро появилась в Москве еще в конце XIX века, но реализовать этот амбициозный проект удалось только в 1930-х годах, когда общественный наземный транспорт, прежде всего трамваи, перестал справляться с растущим пассажиропотоком. 6 января 1931 года в Москве на весь день встал весь транспорт. Смотря на гигантскую пробку, советское правительство приняло окончательное решение начать строительство метрополитена. Менее чем через год, 10 декабря 1931 года, на Русаковской улице начались первые работы.

15 мая 1935 года официально открылась первая линия московского метро. Она связала станции «Сокольники» и «Парк культуры» (проходя через 10 станций) с ответвлением на Арбатско-Смоленскую ветку («Александровский сад» – «Смоленская»). Позже она превратится в Филевскую «голубую» ветку метрополитена.

Схема метро 1935 года
Фото: Главархив Москвы

Редакция «Московских новостей» как раз находится вблизи одной из старейших станций — «Парк культуры». История ее строительства поможет лучше понять, почему московское метро — уникальный проект мирового уровня.

  • Станцию возводили в очень сложных условиях. С одной стороны, мешали геологические особенности: под землей рядом с Москвой-рекой залегает слой песка и глины. На такой неустойчивой поверхности ошибка при строительстве могла привести не только к затоплению станции, но и к разрушению близлежащих зданий и площади. В таком случае попытка «разгрузить» столицу привела бы к еще большему коллапсу.
  • Чтобы обеспечить безопасность, над котлованом станции был построен деревянный мост. Круглосуточно работали насосы по откачке грунтовых вод, объем которых все время увеличивался. Все работы по вбиванию свай велись ночью.
  • Большую часть рабочей силы при строительстве составляли рабочие заводов и комсомольцы без опыта возведения сложных конструкций. Поэтому Семен Владимирович Фрадкин, начальник 8-й дистанции Метростроя, который отвечал за строительство «Парка культуры», вместе с другими коллегами-инженерами организовал спецкурсы по их переподготовке.
  • Так как станции советского метро изначально создавали по принципу «подземных дворцов» для пролетариев, при отделке станций использовался мрамор и другие дорогие материалы. Пришлось снова обучать разнорабочих, но теперь уже мастерству иного, более тонкого рода. 
Строительство метро Парк Культуры
Фото: Главархив Москвы

Вначале работа шла вяло. Специалисты-мраморщики работали чрезвычайно медленно. На одном совещании им сказали:
— Что это за темпы?.. Вы словно на кладбище работаете.
Они ответили:
— Что ж, мы и работали на кладбищах — памятники делали!

Из воспоминаний Семена Фрадкина

Строители успели в срок, им удалось избежать аварий. К 15 мая 1935 года станция была готова встречать посетителей. Она стала частью первой «красной» ветки метро, протяженностью 11,6 км. На линию вышел первый электропоезд из депо «Северное». А над вестибюлем появился главный символ столичной подземки — красная буква «М» архитектора Ивана Таранова.

Эволюция символов московского метрополитена
Фото: Московский метрополитен

В день открытия на станциях с самого утра выстроились очереди. Первым пассажиром стал рабочий завода «Красный пролетарий» Петр Николаевич Латышев. За год первой очередью метрополитена воспользовались миллионы москвичей. Сегодня московское метро — самое крупное в Европе.

90 лет московскому метро: что посмотреть в этот день, программа мероприятий

Совершить небольшое путешествие во времени и почувствовать себя одним из первых посетителей московского метро можно будет с 15 по 18 мая. В эти дни в Москве пройдет масштабное празднование по случаю 90-летней годовщины открытия метро. Жителей и гостей города ждет множество интересных событий: от театрализованных реконструкций до уникальных выставок и парада поездов. 

Историческая реконструкция открытия метро

Когда и где: 15 мая, станция «Сокольники» и Сквер Московского Метро рядом со станцией, с 09:00 до 19:00.

Иммерсивное шоу — актеры в одежде 1930-х годов воссоздадут атмосферу первого дня работы метро, когда открылась станция «Сокольники». Гостей ждут тематическая выставка «Тоннель времени», праздничный концерт, угощения и сувениры. У входа на станцию будет стоять настоящий вагон типа «Г» конца 1940–1950-х годов.

Обратите внимание на исторический проезд ретропоезда — около 12:00 можно увидеть и сфотографировать проезжающий по маршруту «Сокольники» – «Парк культуры» ретропоезд. Театрализованное шествие «Есть метро!», которое воссоздаст историческое событие, состоявшееся 90 лет назад, пройдет с 18:00 до 18:30.

Праздничные мероприятия метро Москвы
Фото: Дептранс Москвы

Выставка вагонов на станции «Партизанская»

Когда: 15–18 мая, с 08:00 до 20:00, а также в выходные, 17 и 18 мая.

Посетители смогут увидеть четыре исторических вагона. В каждый из них можно зайти, рассмотреть салоны.

  • Вагон типа Д (1950-е).
  • Служебный электровоз ВЭКА.
  • Путеизмерительный вагон УМ5 (1940-е).
  • Метровагон Е (1968).
Выставка ретро-вагонов
Фото: Дептранс Москвы

Показ спецтехники метро — станция «Полежаевская»

Когда: 17–18 мая, с 08:00 до 20:00.

  • Гости станции смогут увидеть диагностический поезд «Синергия-2», с помощью которого сотрудники метрополитена обследуют пути и электросети. 
  • Мотовоз-лаборатория «СМДК-Мтр».
  • Мотовоз СТС-270 — самый новый мотовоз, который еще не видели пассажиры.
  • Уникальный тяжелый кран КМП-65М.
  • Зумпфовый агрегат — техника для осушения тоннелей и других инженерных работ.

Все это техника, которую обычно не видят обычные пассажиры. В дни рождения московского метро ее можно будет рассмотреть поближе.

Парад поездов на Кольцевой линии

Когда и где: 17 и 18 мая, Кольцевая линия (движение по часовой стрелке), с 09:00 до 20:00 — поезда курсируют каждые 30 минут. Торжественное открытие — 17 мая в 09:00, торец станции «Комсомольская».

Восемь поездов разных эпох — от ретросоставов до современных моделей.

В каждом поезде можно совершить полноценную поездку и увидеть эволюцию московского подвижного состава: познакомиться с оформлением салонов и попрыгать на пружинах кресел самых первых советских метровагонов.

Также на четырех линиях метро (Сокольнической, Замоскворецкой, Таганско-Краснопресненской и Большой кольцевой) можно будет услышать поздравления от известных российских спортсменов. На всем столичном транспорте будут транслировать тематический эфир ко дню рождения метро с интересными фактами о метрополитене. Об этом сообщили в столичном департаменте транспорта.

Копировать ссылкуСкопировано