Бриф
Что произошло: Эксперты по разработке технологий голосового ИИ выяснили, что 48,1% россиян не всегда могут понять, общаются они с ботом или с человеком.
В цифрах: россияне выступают за то, чтобы регламентировать коммуникацию с ИИ: 49,5% респондентов уверены, что у собеседника всегда должна быть возможность переключиться на оператора.
Контекст: все больше компаний в мире — от банков до СМИ — используют ИИ для решения широкого спектра задач.
Тенденция: боты захватывают и личную жизнь людей: 8% пользователей приложений для знакомств имеют опыт отношений с ИИ.
Что произошло
Почти половина россиян (48,1%) не всегда могут определить, с кем они общаются: с ботом или человеком. К такому выводу пришел международный разработчик технологий голосового ИИ Neuro.net, который провел опрос среди жителей городов-миллионников России, чтобы узнать их отношение к голосовым помощникам.
- 37,6% опрошенных негативно относятся к голосовым помощникам. Они объясняют это отсутствием реакции у ботов (55,6%), недостаточно высоким качеством ответа (39,7%) и «синтетической речью» голосовых помощников (37,3%).
- 59,6% считают, что боты не способны решить их проблему, а 24,8% опрошенных не хотят заменять общение с живым человеком.
- 41,4% респондентов воспринимают их нейтрально.
- 66,1% участникам опроса нравится, что в ходе общения ИИ не дает лишней информации, а также грамотная и вежливая речь бота (46,4%), приятный голос (44,6%) и безусловное решение проблемы (41,1%).
В цифрах
По данным опроса Neuro.net, россияне выступают за то, чтобы регламентировать общение с ИИ.
- 49,5% респондентов уверены, что у собеседника всегда должна быть возможность переключиться на оператора.
- 38% хотели бы, чтобы в начале диалога их уведомляли о том, что с ними разговаривает бот.
- 33,9% заявили, что хотят «контролировать разговор» — переспрашивать, задавать сложные вопросы и просить повторить формулировки.
Только 20,3% считают, что если бота невозможно отличить от человека, то можно не регламентировать правила коммуникации с ним.
Контекст
Ведущие российские компании в разных отраслях используют искусственный интеллект при решении широкого спектра задач. К примеру, Сбербанк применяет его при выдаче кредитов и найме сотрудников, «Яндекс» — в развитии беспилотного транспорта и в голосовом помощнике «Алиса», Мail.ru — в коммуникациях, а «Тинькофф» — для ответов на вопросы клиентов в приложении банка. Обычно ИИ помогает оптимизировать бизнес-процессы и улучшить качество сервиса.
Опрос Business Insider Intelligence в 2020 году показал, что 80% банков в мире предпочитают использовать ИИ, например в чат-ботах и для борьбы с мошенничеством.
- По данным исследований UBS Evidence Lab, проведенных в 175 банках США, чем больше размер активов банка, тем чаще он использует в работе ИИ.
- 75% банков с активами более $100 млрд реализуют стратегии с использованием ИИ, среди банков с активами менее $100 млрд таких только 46%.
Кроме того, ИИ уже применяют информационные службы. Associated Press «взяло» на работу робота еще в 2014-м. Ему поручили переписывать информацию из отчетов о доходах компаний и писать короткие тексты на эту тему. Таким образом, в агентстве решили сэкономить время, которое тратили журналисты на обработку информации.
Тенденция
Искусственный интеллект охватывает все больше сфер общества. Если раньше его преимущественно использовал бизнес, то теперь к таким технологиям обращаются в образовательных целях и даже при построении личного общения.
Тренд на приложения для знакомств оказывает фундаментальное влияния на характер человеческих отношений, пишет РБК.
- По данным исследования, проведенного «Лабораторией Касперского» в июне 2021 года среди 18 тыс. человек из 27 стран, 45% пользователей приложений для знакомств рассматривают возможность отношений с искусственным интеллектом.
- 14% опрошенных с уверенностью готовы рассмотреть подобные отношения, 23% считают это возможным, у 8% уже есть подобный опыт.
- 55% респондентов не готовы к отношениям с искусственным интеллектом.
- 14% участников опроса считают, что приложения превратятся в основной канал для знакомств в будущем, в то время как знакомства в офлайне станут неуместными.
До 2030 года, согласно стратегии цифровой трансформации образования в России, планируется внедрить технологию, благодаря которой 50% домашних заданий школьников станет проверять искусственный интеллект. Разработка реализуется в рамках сервиса «Цифровой помощник учителя».