В цифрах
Число пользователей Московской электронной школы достигло 2,8 млн человек. Крупный образовательный портал включает в себя 186 тыс. интерактивных приложений, 13 тыс. видеоуроков и более 40 виртуальных лабораторий.
Детали
Самые популярные сервисы МЭШ — электронный дневник, портфолио ученика, электронный журнал, виртуальные лаборатории и цифровой репетитор.
В России
Московская электронная школа стала примером для развития и федеральных информационных систем, в частности, платформы «Моя школа». Планируется, что все школы подключатся к ней до конца 2023 года.
Тенденция
Московская электронная школа — не единственный крупный проект, успешно реализованный в сфере информационных технологий для жителей столицы. Из недавно созданных — Face Pay, «Аналитика работы такси» и другие.
В цифрах
- Число пользователей Московской электронной школы достигло почти 3 млн. Об этом мэр столицы Сергей Собянин сообщил в своем блоге.
- Проект «Московская электронная школа» был запущен в 2016 году. Сейчас к МЭШ подключено 100% столичных школ.
- В рамках программы в школах города установлены 36 тыс. точек доступа к Wi-Fi, более 1 тыс. интерактивных панелей, у 33 тыс. преподавателей есть рабочие ноутбуки.
- В среднем зарегистрированные пользователи МЭШ (2,8 млн человек) обращаются к ее сервисам около двух раз в день, или более 4,5 млн раз.
- Ученики пользуются различными материалами в электронном виде, среди них — более 186 тыс. интерактивных приложений, 13 тыс. видеоуроков, 80 тыс. тестов, более 40 виртуальных лабораторий.
Детали
МЭШ — это цифровая среда для школьников, педагогов и родителей, в которой учителя пользуются онлайн-журналом, методическими материалами и выкладывают собственные наработки в общий доступ. Для школьников и их родителей МЭШ — это в первую очередь доступ к электронному дневнику и виртуальной библиотеке.
- Один из главных помощников учеников — электронный дневник. В нем хранятся расписание занятий и домашние задания с тематическими подборками из библиотеки МЭШ. Также с помощью дневника можно связаться с преподавателями и задать вопросы. С 2023 года в электронном дневнике темы, связанные с ЕГЭ и ОГЭ, стали помечать специальным значком.
- Основной сервис в МЭШ для педагогов — электронный журнал, в котором они выставляют оценки, просматривают и корректируют расписание. Также в нем отображаются сведения об отсутствии ребенка на занятиях по болезни, которые с 2022 года передаются автоматически через ЕМИАС.
- Еще один популярный сервис в МЭШ — портфолио учащегося. В нем собрана информация об успехах и достижениях каждого школьника, а также статистика по каждому предмету — средняя оценка, количество пройденных тем и общая динамика успеваемости.
- Сервис для родителей — карта «Москвенок», — с помощью которого можно контролировать время прихода и ухода ребенка в школу, пополнять его счет и проверять рацион питания в столовой.
- В полюбившемся школьникам сервисе «Виртуальные лаборатории» собраны онлайн-симуляторы опытов и экспериментов. Самые востребованные предметы — информатика, а также химия, физика и технология. Ежедневно сервис используют более 1,1 млн раз.
- Сервис «Цифровой репетитор», появившийся после долгого периода дистанционного обучения во время пандемии, позволяет школьникам 6–11 классов подтянуть знания по основным предметам.
«Мы продолжим развитие МЭШ, дополняя новую образовательную реальность интересными материалами и востребованными сервисами», — подчеркнул мэр.
В России
- Московская электронная школа стала примером для развития и федеральных информационных систем, в частности, платформы «Моя школа». Сервис объединит разрозненные федеральные и региональные образовательные программы и услуги — станет единой точкой входа в них. Все школы должны подключиться к платформе до конца 2023 года. Она обеспечит доступ к проверенным экспертами учебным материалам, позволит выявлять пробелы в знаниях школьников с помощью интерактивных проверочных материалов, а также будет рекомендовать уроки по неусвоенным темам и материалам за рамками школьной программы.
- Еще одна платформа, созданная в качестве аналога сервиса «Моя школа», — «Мой колледж». Платформа привязана к Госуслугам, в ней можно будет получить доступ к электронным образовательным программам и заданиям в сфере средне-специального образования. Планируется, что сервис заработает в этом году.
- Платформа «Сферум» — аналог социальной сети, включающей в себя видеосервис, мессенджер, сообщества, чаты и ленту школьных новостей. С помощью платформы можно создавать сообщества по образовательным интересам, проводить групповые диалоги, а при видеозвонках показывать презентации ученикам. Сервис работает с марта 2021 года. На конец 2022-го число пользователей «Сферума» достигло 5 млн человек.
Тенденция
Московская электронная школа — не единственный крупный проект, успешно реализованный в сфере информационных технологий для жителей столицы в последние годы.
- В 2019 году в тестовом режиме на юго-востоке Москвы создан первый в столице «смарт-квартал». Пилотный проект объединил семь многоквартирных домов, две школы и детский сад в районе Марьино. Для сбора показаний счетчиков в квартирах и во дворах используют беспроводную систему, которая позволяет экономить до 40% электроэнергии. Кроме того, во дворах установлены мусорные баки, оснащенные пожарной сигнализацией и датчиками наполняемости, есть заправочные станции для электрокаров, а Wi-Fi работает на территории всего квартала.
- В августе 2021 года в Москве и области начала работать система мониторинга такси «Аналитика работы такси». С помощью нее водители таксопарков и агрегаторов такси регулярно передают городу данные о своем медицинском состоянии и техосмотре автомобиля. У каждого водителя есть уникальный цифровой ID, в котором собраны сведения о наличии действующих прав, разрешении на перевозку пассажиров, штрафах и количестве отработанных часов.
- Осенью 2021 года на всех линиях и станциях московского метро заработал сервис Face Pay. С сентября 2022-го он доступен и для проезда на МЦК. Сервис позволяет пассажирам оплачивать проезд при помощи системы распознавания лица. Чтобы воспользоваться Face Pay в метро, нужно привязать свою фотографию, банковскую карту со средствами для оплаты проезда и карту «Тройка» к сервису через приложение «Метро Москвы». В прошлом году системой оплаты Face Pay воспользовались 32 млн раз.
- Также для москвичей создается информационный портал «Моя семья», на котором можно будет быстро найти сведения о своих предках. Сейчас подобные данные можно получить на сайте Главархива Москвы, однако для этого необходимо просмотреть тысячи онлайн-страниц архивных документов. На новой платформе пользователю нужно будет вбить в поисковую строку только имя предка — и нейросеть сама найдет все упоминания о нем в метрических книгах Москвы и Московской губернии до 1917 года.
Фото обложки: Е. Самарина / mos.ru