Мир в огнеДетали

Пиар для брокколи и сельдерея: ученые предложили сервисам по доставке еды продвигать «здоровые» продукты для борьбы с ожирением

В мае 2023 года ВОЗ представила доклад, где заявила, что проблема ожирения приобрела в Европе масштабы эпидемии.

Тем временем британские ученые выяснили, что приложения по доставке еды могут помочь справиться с этой проблемой.

Детали

Ученые предложили бороться с «кризисом ожирения» с помощью приложений по доставке еды: для этого нужно сделать «здоровые» продукты более привлекательными. 

Контекст

В ВОЗ отметили, что 60% жителей Европы страдают от ожирения, а популярность сервисов доставки еды лишь усугубляет эту проблему.

В цифрах

Подобными приложениями пользуются, например, 25 млн британцев и 111 млн американцев. В России еду регулярно заказывают 50% жителей. 

Мировая практика

«Кризис ожирения» негативно влияет практически на все сферы жизни, власти многих стран вводят налоги на вредные продукты и запрещают рекламу фастфуда.

Детали

Британские ученые выяснили, что приложения по доставке еды могут помочь справиться с кризисом ожирения, сделав низкокалорийные блюда и продукты более заметными на своих платформах. Исследование, которое проспонсировали британские благотворительные фонды и организации, представили на Европейском конгрессе по ожирению в Дублине в мае 2023-го. 

  • В рамках исследования разработали приложение, симулирующее платформу для заказа еды. Участниками стали 23 783 взрослых. Им предложили сделать заказ — как в обычной жизни. 
  • В ходе первого испытания в приложении по умолчанию был установлен выбор в пользу меньших порций, в ходе второго на платформе подсвечивались низкокалорийные блюда и была указана их калорийность. Во время третьего испытания приложение не претерпело никаких изменений, то есть участникам предложили стандартную платформу для доставки еды.
  • Результаты показали, что общее число калорий блюд, которые заказывали пользователи первых двух версий приложения, снизилось на 15% по сравнению с показателем во время третьего испытания. 
  • Авторы исследования отметили, что его результаты «обнадеживают и доказывают, что небольшие изменения в приложениях для доставки могут помочь многим людям выбирать более здоровую пищу».

Контекст

В мае 2023 года ВОЗ представила доклад, согласно которому более 60% жителей Европы страдают от ожирения, проблема приобрела в регионе масштабы эпидемии.

  • По подсчетам организации, избыточный вес — причина примерно 1,2 млн смертей в год на континенте.
  • Также в докладе говорится, что в течение ближайших 10 лет Великобритания, вероятно, станет самой «полной» страной Европы. По подсчетам экспертов, число жителей, страдающих от ожирения, вырастет в этой стране с текущих 27,8% до 37% к 2033 году. В глобальном масштабе прогнозы хуже только у США, где, как ожидается, к 2033-му страдать от избыточной массы тела будут 44% взрослых.
  • Приложения по доставке еды усиливают кризис ожирения, подчеркнули в ВОЗ. Ограничение количества мест общепита, работающих с доставкой еды, — лишь одна из мер, которая, по мнению представителей ВОЗ, необходима для решения проблемы. 
  • При этом в мире наблюдается рост популярности таких приложений. К примеру, в Великобритании платформы по доставке еды, в том числе Deliveroo и UberEats, стали использовать на 55% чаще с 2015 года. 

В цифрах

  • Исследования показали, что блюда, которые продают в таких приложениях, как правило, содержат больше калорий, жиров, сахара и соли, чем приготовленные дома. 47% из них содержат 1000 ккал и более, что составляет примерно половину рекомендуемой дневной нормы калорий для взрослого человека.
  • Ожирение приводит к 12 видам рака, сердечно-сосудистым заболеваниям и диабету. 
  • 25 млн британцев пользуются приложениями по доставке еды, а доход таких платформ вырос до $5,9 млрд к 2020 году.
  • В США сервисами пользуются более 111 млн жителей, доход таких приложений к 2020 году вырос до $26,5 млрд с $16,8 млрд в 2018-м. 
  • В России за 2021 год рынок доставки готовой еды увеличился до 329 млрд рублей, в 2022-м рост составил 10%. При этом, по оценкам экспертов, к 2024 году оборот рынка превысит 1 трлн рублей. По данным РБК на конец 2022 года, сервисами доставки еды пользовались 50% россиян, а по оценкам исследовательского холдинга Romir, еду регулярно заказывают 70% россиян (в Москве — 95% жителей). 
  • От ожирения в России страдают 40 млн человек. 

Мировая практика

Кризис ожирения негативно влияет как на демографию, так и на экономику. Страны ищут способы противостоять этой проблеме. 

  • Одна из самых распространенных мер — введение налогов на высококалорийную пищу и сладкие напитки. На сегодняшний день налог на газировку внедрили около 50 стран. Первой «налог на жир» ввела Дания: в 2011 году правительство страны обложило акцизом все продукты, содержащие более 2,3% насыщенных жиров. Налог на газировку в 2011 году ввела Венгрия, и к 2016 году 19% жителей страны сократили ее потребление. 
  • Другой популярный метод — запрет на рекламу вредной пищи. С 2009 года в Великобритании нельзя показывать рекламу фастфуда во время детских передач. В Шотландии с марта 2012 года перестали транслировать рекламу вредной еды по телевидению до 9 вечера, когда ее могут увидеть дети. В 2019-м мэр Лондона Садик Хан запретил рекламу фастфуда и других продуктов с высоким содержанием жиров, соли и сахара в общественном транспорте, в том числе в метро, автобусах и такси. В 2022 году Минцифры России вместе с Минпромторгом, Роскомнадзором и ФАС начали прорабатывать запрет рекламы фастфуда, газировки и других вредных продуктов на телеканалах в дневное время.
  • Подобные меры вводят не только правительства, но и компании. К примеру, с 2012 года Walt Disney отказалась от рекламы фастфуда во время детских передач на телевидении, а также на всех своих сайтах детской тематики.

Фото обложки: Freepik

Копировать ссылкуСкопировано