Мир в огнеДетали

Париж отказывается от бумажных билетов на метро. Прямоугольник с фирменной полоской вдохновлял музыкантов и художников

Власти французской столицы приняли решение больше не печатать одноразовые билеты, которые использовались со времен Всемирной выставки 1900 года.

Активный процесс цифровизации происходит в метрополитенах многих мегаполисов, в том числе в Москве.

Что произошло

Транспортный оператор Парижа принял решение полностью перейти на современные методы оплаты проезда в метро и отказаться от разового бумажного билета.

Контекст

Бумажный билет стал важной частью жизни парижан — он просуществовал более 120 лет и неоднократно фигурировал в кино и книгах. 

Тенденция

Транспортные операторы из разных стран все чаще выступают за сокращение оборота бумажных билетов, так как их вполне можно заменить электронными способами оплаты. В Пекине, например, их прекратили использовать еще в 2008-м. 

В Москве

Московский транспорт входит в число мировых лидеров в сфере цифровизации своих сервисов и билетной системы. Сегодня в столице действует множество способов бесконтактной оплаты проезда.

Что происходит

Транспортный оператор Парижа принял решение полностью перейти на современные методы оплаты проезда в метро и отказаться от одноразового бумажного билета, просуществовавшего более 120 лет.

Фото: Michael Weber / imageBROKER.com / Globallookpress
  • Первый бумажный билет был использован во Франции в 13 часов 19 июля 1900 года на открытии линии 1, приуроченном к Парижской всемирной выставке. Он стоил всего 25 сантимов на старые деньги за место первого класса. Сейчас единый билет продается по цене €1,90.
  • Власти французской столицы собирались отказаться от бумажных билетов еще раньше, однако мировой кризис, в частности проблемы с электронными чипами, необходимыми для проездных карт, помешали воплощению задуманного. 
  • Сейчас власти Парижа заявили о намерении полностью отказаться от использования таких носителей до 2025 года. Ожидается, что пассажиры будут пользоваться другими методами оплаты — например, проездными картами или мобильными телефонами.

Контекст

Бумажный билет стал важной частью жизни парижан. 

С 1900 года билет метро сопровождал нашу повседневную жизнь — в наших карманах, кошельках, между страницами книг… Это один из элементов парижской жизни. Мы очень привыкли к нему, и теперь он исчезнет.

Грегуар Тонн
автор книги «Краткая история билета парижского метро»
  • Также в фильме 1952 года «Плата за страх» главная и единственная ценность в доме главного героя — билет парижского метрополитена, бережно хранимый под стеклом. Песня Сержа Генсбура Le Poinçonneur des Lilas 1950 года отдает дань уважения билетерам, которые потеряли работу из-за появления турникетов. А на обложке романа Раймона Кено «Зази в метро», по которому Луи Малле в 1960-х годах снял фильм, также изображался бумажный билет на метро.
  • Подобные носители ценили любители конопли — правда, использовали они их не для проезда, а для заворачивания травы. По их словам, бумажные билеты имеют «идеальную толщину и ширину» для этой цели. 
Фото: Zuma / TASS
  • В связи с отменой билетов многие французы решили коллекционировать их — одни жители уверены, что со временем они станут чрезвычайно ценными, а другие просто хотят сохранить проездной на память.

Если я увижу билет на метро в своем альбоме спустя 10 лет, на меня нахлынут воспоминания о том, как я ехала в метро поздно ночью или в час пик, о моей любимой линии метро или о том, почему я ненавижу другую, о потере билетов, о попытках найти что-то в своей сумке.

Сара Штурман
художница из Парижа, которая изображает билеты на метро на своих работах

Тенденция

Цифровизация системы оплаты проезда в метро происходит в мегаполисах по всему миру. 

  • Во многих городах уже больше 20 лет не используются жетоны. В Москве их перестали выпускать еще в 1999 году, в Нью-Йорке — в 2003-м. Кроме того, транспортные операторы все чаще выступают за сокращение оборота бумажных билетов, так как это помогает снизить давление на леса и их вполне можно заменить электронными способами оплаты. В Пекине бумажные носители прекратили использовать в 2008-м. 
  • Несколько лет назад в метрополитены начали внедрять систему распознавания лиц — Face Pay. Так, в 2020 году эту технологию, разработанную шанхайской фирмой YITU Tech, запустили в городе Гуйян. Ею пользуются в городах Шэньчжэнь, Цзинань, Шанхай и Циндао. 
  • В 2021 году аналогичная система оплаты в тестовом режиме была запущена в столице Южной Кореи. Чтобы подключиться к системе, нужно установить на телефон специальное приложение, сделать биометрическое селфи и выбрать способ оплаты.

В Москве

Московский транспорт, в частности метрополитен, входит в число мировых лидеров в сфере цифровизации своих сервисов и билетной системы. Сегодня в столице действует несколько способов бесконтактной оплаты проезда:

Фото обложки: Jan Woitas / dpa / picture-alliance / TASS; Zuma / TASS

Копировать ссылкуСкопировано