Что происходит
На МЦК планируют запустить двухэтажные поезда. Составы будут полностью российского производства. Вагоны оборудуют креплениями для велосипедов и зарядками для электросамокатов.
Почему это важно
В дептрансе отметили, что это поможет разгрузить огромный пассажиропоток на линии, который достиг показателя в 550 тыс. человек в сутки.
Мировая практика
Двухэтажные поезда используют в метро австралийского Сиднея. Но в основном такие составы возят пассажиров на пригородных или междугородних маршрутах.
Тенденция
Помимо двухэтажных городских поездов, в Москве ожидается запуск водоробусов, беспилотных такси и шаттлов.
Что происходит
На Московском центральном кольце планируют запустить двухэтажные поезда. Новый проект столичный дептранс разрабатывает с РЖД (госкомпания использует двухэтажные поезда для перевозок на дальние расстояния с 2013 года.) Об этом сообщил глава ведомства Максим Ликсутов.
- Поезд на 100% будет российского производства.
- В нем установят крепления для велосипедов, зарядки для электросамокатов и гаджетов, а также станции для беспроводной зарядки смартфонов.
- Вагоны также планируют оборудовать сенсорными экранами, местами для маломобильных пассажиров и туалетами с пеленальными столиками.
- В дептрансе отметили, что более широкие двери в поездах «Иволга» и «Москва 2020» ускорили посадку и высадку пассажиров. Поэтому в новых вагонах двери тоже планируют расширить либо увеличить их число с двух до трех.
В августе 2021 года власти Москвы в тестовом режиме запускали на МЦК двухэтажный электропоезд «Штадлер», разработанный швейцарской компанией Stadler Rail Group. Он курсировал с 25 августа по 8 сентября.
Почему это важно
Двухэтажные поезда помогут разгрузить огромный пассажиропоток на МЦК, который достиг 550 тыс. человек в сутки. Как отметили в дептрансе, инфраструктура уже сейчас едва справляется с таким числом пассажиров.
- В 2021-м на МЦК зафиксировали рекорд: за год по кольцу проехали более 150 млн пассажиров — цифра сопоставима с численностью населения всей России.
- По словам Ликсутова, запуск таких поездов увеличит провозную способность линии, обеспечит больше пространства и посадочных мест: «Повысить комфорт пассажиров — это наша главная задача».
- В ведомстве также подчеркнули, что этот проект поддержит российских производителей в условиях западных санкций: отечественные разработчики получат новые заказы, участники рынка смогут организовать дополнительные производства. Появятся новые рабочие места.
Мировая практика
В Лондонском метро двухэтажный поезд запустили еще в 1949 году, правда всего на один день. Тогда систему признали неэффективной: состав вмещал больше пассажиров, соответственно на посадку и высадку уходило больше времени, и поезд постоянно задерживался.
- На британских линиях метро двухэтажных поездов нет до сих пор. Подземка в королевстве — самая старая во всей Европе, и высота туннелей в ней в основном крайне низкая, поэтому они не подходят для двухуровневых составов.
- Двухэтажные составы, причем беспилотные, курсируют, например, в метро Сиднея (единственная во всей Австралии подземка состоит только из одной ветки). Их запустили, чтобы увеличить пропускную способность без необходимости проведения капитальных инженерных работ. В поездах установлены реверсивные сиденья — пассажиры могут развернуть их в нужную для себя сторону. Британские СМИ отмечают, что жителей Соединенного Королевства сиднейские поезда приводят в настоящий восторг.
В мегаполисах мира двухэтажные составы редко используются в качестве городского общественного транспорта. В основном они курсируют на пригородных или междугородних направлениях.
- Во Франции между Парижем, Лионом и Лазурным берегом циркулирует высокоскоростной поезд TGV. Одновременно он может перевозить 600 пассажиров.
- В Германии с 2020 года по маршруту Росток – Берлин – Дрезден курсируют двухэтажные поезда, разработанные швейцарской Stadler. С 2024-го двухъярусные составы планируют запустить между Бременом и Нижней Саксонией.
- В Японии состав «Синкансэн» запустили еще 20 лет назад. Они вмещал до 1634 пассажиров, что сделало его самым вместительным высокоскоростным поездом в мире. В 2021-м его сняли с эксплуатации. С увеличением числа железнодорожных веток, а также в связи с пандемией во многих префектурах вместимость транспорта отошла на второй план. Несколько лет назад в стране появился поезд класса люкс с двухэтажными апартаментами с джакузи.
- Двухъярусные вагоны также используются в США, Канаде, Нидерландах, Бельгии, Швейцарии, Австрии, Израиле.
Тенденция
Власти собираются разгрузить систему столичного транспорта, не только увеличив вместимость поездов. В планах открытие новых станций метро и запуск двух новых веток Московских центральных диаметров.
- В Москве завершается строительство восточного участка БКЛ. Он откроется в 2023 году, будет обслуживать шесть районов города и разгрузит сразу несколько линий метро, рассказал мэр столицы Сергей Собянин.
- В том же году для пассажиров откроется МЦД-3, который соединит Зеленоград и Раменское. К 2024-му должны заработать все станции МДЦ-4. Участок объединит Горьковское и Киевское направления. По словам генерального директора РЖД Олега Белозерова, сформируется абсолютно новый формат передвижений по столице: «Более 4 км эстакады железных дорог в Москве — это уникально».
- Планируется, что к 2035 году 89% населения Москвы и области сможет добираться до ближайшей станции метро, МЦД или электрички максимум за 20 минут.
До 2035 года на транспортную инфраструктуру в Москве и области планируется потратить более 10 трлн рублей.
- «Яндекс» готовится запустить в Москве первые беспилотные такси с водителем-испытателем в салоне (правда, точных сроков пока не называют). Кроме того, в январе 2022 года в столице протестировали беспилотный шаттл для четырех человек. Он может использоваться, например, в качестве экскурсионного транспорта в парках.
- В ближайшее время в столице начнут тестировать первые водоробусы российского производства. Они быстрее заправляются, дольше ездят без подзарядки и экологичнее, по сравнению с электробусами. Глава Российского энергетического агентства при Минэнерго Алексей Кулапин заявил, что к 2030-му на водороде будет работать 10% городского и междугородного пассажирского транспорта.
- В Москве также набирают популярность электрокары. Для них уже установлено более 100 зарядок, в планах — размещение 600 станций к 2023 году.