Мир в огнеДетали

Опрос: больше половины российских учителей пожаловались на рост трудного поведения у школьников

Менее 1% видят причину сложившейся ситуации в неблагоприятных условиях в школах. Аналитики выяснили, что во время дистанционных занятий из-за пандемии к обычным проявлениям трудного поведения добавилось «выключение камер».

Больше половины учителей российских школ (59%) сообщили, что среди их подопечных усиливается проблема трудного поведения. Об этом пишет газета «Коммерсант» со ссылкой на результаты онлайн-диагностики педагогических навыков в рамках интенсива «Я Учитель» от образовательной платформы «Яндекс.Учебник». 

  • В рамках диагностики учителя прошли опрос о своих наблюдениях за трудным поведением у школьников.
  • Платформа предлагает 18 проблемных ситуаций из жизни класса, в которых учитель должен выбрать путь решения.
  • Ответы оцениваются по 100-балльной шкале.
  • В общей сложности в исследовании приняли участие 70 тыс. педагогов со всей России.

Диагностика в рамках интенсива «Я Учитель» — это набор бесплатных онлайн-тестов для самопроверки учителей, оценивающих не только их компетенции, но и способность  справляться с выгоранием. На платформу загружены вопросы и варианты ответов на них. Оценки по результатам онлайн-диагностики педагогам выставляет платформа. 

Детали

Чаще всего российские учителя жалуются на выкрики учеников с места и вопросы не по теме урока. О таком поведение рассказали 64% учителей начальных классов и 58% учителей средней и старшей школы.

  • От 5% до 7% педагогов отметили в начальной школе агрессию к одноклассникам, игнорирование педагога, пропуски и срывы занятий. 
  • 14,6% преподавателей средних и старших классов пожаловались на агрессию школьников по отношению к одноклассникам и игнорирование учителя, 12,5% учителей рассказали об отказах выполнять задания.

Большинство опрошенных учителей видят причины трудного поведения школьников в социальных условиях ( издание не уточняет, имеются ли в виду социальные условия в семье) и особенностях развития самого ребенка.

  • По мнению менее 1% респондентов, причиной трудного поведения являются неблагоприятные условия в школах.
  • При этом 67% опрошенных ждут и получают помощь от администраций школ, 15% надеются на коллег, 12% — только на себя, 5% обращаются к родителям и специальным НКО.
  • С приходом пандемии к вариантам трудного поведения добавилось «выключение камер» во время уроков в дистанционном формате.

Причины трудного поведения и как с ними справляться

Как отмечают эксперты, трудное поведение у школьников это пассивный или активный отказ от выполнения заданий учителей и нарушение школьного распорядка (хулиганство, пропуск занятий). Среди других причин они выделяют синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), который развивается на фоне проблем в семье и личной жизни. 

Также на поведение влияет переходный возраст, повышение социальной и половой активности подростка, снижение внимания к учебе. Ребенок может бороться не только за внимание, но и за самоутверждение, против чрезмерных правил и желать отомстить взрослым за обиды. 

Еще одной причиной является потеря веры в собственный успех из-за неподготовленности к трудностям обучения и общения со сверстниками.

Специалисты из благотворительного фонда помощи трудным подросткам «Шалаш» отмечают, что взрослые могут выбирать разные стратегии общения с такими детьми исходя из ситуации, но ценностные ориентиры должны быть примерно одни и те же. 

  • В первую очередь, взрослый должен ориентироваться на желание помочь ребенку, а не на демонстрацию своей власти и превосходства. 
  • Взрослый должен устанавливать понятные правила общения между собой и ребенком и в равной степени требовать их соблюдения от обоих.
  • Для большего доверия эксперты советуют родителям предоставлять ребенку больше выбора в его жизни, а учителям — иногда отходить от учебной программы и проводить игровые занятия, чтобы вовлечь детей в школьную жизнь.

Фото обложки: Валерий Матыцин/ТАСС

Копировать ссылкуСкопировано