Что произошло
Машина бизнесмена Сайруса Мистри разбилась на одной из самых опасных трасс Индии. Из-за этого СМИ снова обратили внимание на низкий уровень безопасности на дорогах страны.
В цифрах
В 2020-м каждые 4 минуты в ДТП погибал хотя бы один житель Индии — это около 11% от общего числа смертей в результате дорожных происшествий во всем мире.
Почему это происходит
Низкий уровень безопасности на дорогах Индии эксперты связывают с огромным числом участников дорожного движения, отсутствием своевременной медпомощи и частыми наводнениями.
Контекст
Высокие показатели смертности в ДТП, как правило, наблюдаются в странах с низким или средним уровнем дохода: в мировых антилидерах значатся Зимбабве, ЦАР и Демократическая Республика Конго.
Прецедент
В лидерах рейтинга самых опасных «трасс» мира числятся перевал в той же Индии на высоте 2,5 км и «дорога смерти» в Боливии.
Что произошло
Гибель одного из крупнейших предпринимателей Индии обратила внимание СМИ на низкий уровень безопасности дорожного движения в стране. Машина
- Как сообщает газета The Indian Express со ссылкой на правоохранителей, в машине находились четыре человека.
- По предварительным данным, водитель внедорожника превысил скорость, совершая обгон на мосту, и не справился с управлением, в результате чего автомобиль врезался в отбойник. Двое пассажиров на заднем сидении, включая Мистри, погибли на месте. Остальных госпитализировали.
- Газета отмечает, что у моста дорога сужается с трех полос до двух, при этом в полиции данный участок не значится как особо аварийный, а вот местные водители называют всю эту трассу самой опасной в Индии.
- Свои соболезнования в связи с гибелью предпринимателя выразил премьер-министр Индии Нарендра Моди: «Его уход из жизни — большая потеря для сферы торговли и промышленности». Моди добавил, что Мистри был «многообещающим бизнес-лидером, который верил в экономическое могущество Индии».
В цифрах
В начале 2021 года Всемирный банк признал индийские дороги самыми опасными в мире.
- В 2020 году, по данным Всемирного банка, каждые 4 минуты в ДТП в Индии погибал хотя бы один человек — это около 11% от общего числа смертей в результате аварий во всем мире. При этом на долю Индии приходится всего 1% всех транспортных средств на планете.
- Министр автомобильного транспорта Индии Нитин Гадкари тогда заявил, что ситуация на дорогах «опаснее, чем пандемия COVID-19».
- В целом, по статистике, в стране ежегодно происходит около 450 тыс. дорожно-транспортных происшествий, в которых погибает 150 тыс. человек (согласно данным ВОЗ, во всем мире в авариях ежегодно разбиваются порядка 1,3 млн человек), еще около полмиллиона получают травмы. Больше половины всех жертв и пострадавших — пешеходы, велосипедисты и мотоциклисты.
- В оценкам Всемирного банка, ДТП и их последствия обходятся Индии в 7,5% от ВВП страны.
Почему это происходит
Журнал The Economist проанализировал причины такой высокой смертности на дорогах в Индии.
- Движение довольно хаотично. Через быстро движущийся поток машин, расшатанных
моторикш , скутеров и мотоциклов пытаются пробраться не только пешеходы, но и сельскохозяйственные животные. - Мотоциклы и скутеры составляют 70% всего транспорта во многих индийских городах, и они в 30 раз чаще попадают в ДТП, чем автомобили.
- Кроме того, большинство водителей игнорируют разметку и не обращают внимания на светофоры. Вместо того чтобы соблюдать ПДД, они бесконечно сигналят пешеходам и друг и другу.
- Согласно опросу 2017 года, шесть из десяти водителей в Индии не сдавали экзамен по вождению.
- Высокая смертность объясняется также нехваткой своевременной медицинской помощи. Как отмечает The Economist, на 1 тыс. человек в Индии приходится один врач — это ниже, чем, например, в соседних Шри-Ланке и Пакистане.
- Как пишет Bloomberg, усиливают опасность и постоянные наводнения, которые размывают дороги.
Правительство Индии поставило цель вдвое сократить число аварий в период с 2020 по 2030 год.
- В стране уже серьезно увеличили штрафы и ужесточили наказания за нарушение ПДД.
- Вблизи наиболее аварийно-опасных участков организовали пункты экстренной помощи.
- Для того чтобы водители, которые уснули за рулем, не попали в ДТП, обочины дорог оборудовали специальными тактильными линиями, при наезде на которые создается грохот, который должен разбудить шофера.
Контекст
По данным Всемирного банка, уровень смертности в результате ДТП в 3 раза выше в странах с низким и средним уровнем дохода по сравнению с развитыми государствами.
- Хуже всего ситуация на дорогах в африканских странах. Самая высокая смертность (число смертей на 100 тыс. жителей) наблюдается в Зимбабве (41,2), ЦАР (37,7) и ДР Конго (34,9).
- На Ближнем Востоке небезопасно на дорогах Саудовской Аравии (35,9), Ирака (27,3) и Иордании (17).
- А в Южной Америке аварии со смертельным исходом чаще всего фиксируют в Венесуэле (39), Эквадоре (20,1) и Бразилии (16).
При этом во многих развитых странах ездить по дорогам порой тоже весьма опасно.
- «Антилидер» среди них — США. По данным Национального управления безопасности дорожного движения, в 2021-м показатели смертности в ДТП оказались самыми высокими за 16 лет. За год в авариях погибли почти 43 тыс. человек, что на 10,5% больше, чем в 2020-м.
- Ухудшение ситуации фиксируют и в ряде государств ЕС. За последние 2 года число жертв аварий увеличилось в Латвии, Словении и Финляндии.
- В России показатель смертности достаточно высокий. Но при этом в 2021 году он снизился на 8% по сравнению с 2020-м.
По данным разных исследований, самые безопасные страны для вождения — Норвегия, Япония, Швеция, Эстония и Исландия.
Прецедент
Как правило, самые опасные дороги расположены в высокогорье или у воды.
- Одна из таких проходит как раз в Индии. 114-километровая трасса из Килара в город Панги включает в себя участок, который расположен на высоте 2,5 км над уровнем моря. СМИ утверждают, что дорогу построили местные жители сотни лет назад и она не ремонтировалась несколько десятков лет.
- Путь из столицы Боливии до города Коройко местные жители окрестили El Camino de la Muerte («дорога смерти»). Движение по этой трассе сопровождается перепадами высот (максимальная — 4,5 км), туманами и оползнями. Раньше здесь ежегодно погибало около 300 человек, но в 2009 году власти открыли альтернативный маршрут, и число смертей снизилось.

- Еще одна из опаснейших дорог выдолблена в толще гор Тайшань в Китае и представляет из себя тоннель длиной в 1,2 км. Там ежегодно погибает около 200–300 человек.

- «Жуткие» трассы есть и в сверхбезопасной Норвегии. Атлантерхавсен проложена вдоль небольших островов в Атлантике, и в случае серьезной аварии автомобиль может пробить хлипкое ограждение и сорваться прямо в океан.

Фото обложки: Himanshu Sharma / Zuma / TASS