Что произошло
В море Уэдделла ученые нашли обломки корабля Endurance, принадлежащего экспедиции британского исследователя Антарктики Эрнеста Шеклтона.
История вопроса
Экспедиция Шеклтона стартовала в 1914 году, со своей командой ученый собирался исследовать земли Антарктики. Однако во время путешествия Endurance затонул, и экипажу пришлось дрейфовать на льдинах.
Прецедент
Затонувшими кораблями нередко интересуются не только ученые, но и кладоискатели. Зачастую за такими находками следуют громкие международные скандалы.
Контекст
Затонувший корабль Endurance находится в месте, которое охраняется международными законами, поэтому пока поднимать его не собираются. Однако исследованием судна могут заинтересоваться разные страны.
Что произошло
В западных водах Антарктиды ученые нашли обломки судна Endurance («Выносливость»), затонувшего в 1915 году. В момент крушения на нем находилась легендарная экспедиция британского исследователя Антарктики Эрнеста Шеклтона, пишет The Guardian.
- Обломки Endurance обнаружили в море Уэдделла на глубине около 3 тыс. метров. Участники поисковой группы отметили «фантастическую» сохранность судна.
- Исследователи добавили, что ничего не подняли с корабля, так как место, где он затонул, охраняется международными законами.
- Руководитель экспедиции Джон Ширс выразил надежду, что их открытие вдохновит будущих исследователей и покажет им, «чего могут достичь люди и какие препятствия они могут преодолеть, работая вместе».
История вопроса
- Трехмачтовая баркентина Endurance была одним из двух судов экспедиции Эрнеста Шеклтона, начавшейся в 1914 году.
- Ученый планировал вместе со своей командой высадиться на побережье залива Фазеля. Далее исследователи должны были преодолеть 2,9 тыс. км через Южный полюс к морю Росса.
- Практически в самом начале экспедиции корабль оказался зажатым во льдах. Команда ученых дрейфовала больше года — сначала на борту Endurance, а после того, как судно затонуло, — на льдине. Чтобы выжить, они стали поедать экспедиционных собак, ловили пингвинов и тюленей.
- В общей сложности после кораблекрушения исследователи находились в открытом море 15 дней, прежде чем успешно добрались до пункта назначения и нашли помощь. В результате все члены команды Шеклтона были спасены.
Прецедент
Затонувшие корабли представляют огромный интерес не только для исследователей, но и для кладоискателей со всего мира.
- Например, в 1986 году американский инженер Томми Томпсон вместе со своей командой нашел затонувшее в 1857-м судно «Центральная Америка», которое везло тонны золота. Экспедиции удалось вытащить сокровища на поверхность, однако выяснилось, что часть груза корабля была застрахована в Лондоне и Нью-Йорке. В результате свои права на добычу заявили 39 страховых фирм. Томпсону удалось добиться правды только в 1996 году: суд постановил, что его компания имеет право на 92% найденных сокровищ, остальное получали страховщики. В 2000 году Томпсону удалось выручить $50 млн за 532 золотых слитка и тысячи монет с «Центральной Америки». У него появилась возможность расплатиться со своими инвесторами и командой, однако кладоискатель не сделал этого и скрылся. Впоследствии его поймали и отправили в тюрьму. Примечательно, что Томпсон до сих пор не рассказал суду, куда он спрятал оставшиеся сокровища.
- В 2007 году компания Odyssey Marine Exploration подняла 17 тонн золота и серебра с затонувшего испанского галеона «Нуэстра Сеньора де лас Мерседес». За этой находкой последовал международный скандал, в который были вовлечены несколько стран, претендующих на сокровища. В результате гражданская испанская гвардия захватила корабль кладоискателей, однако те успели вывезти добычу в США. В 2012 году Odyssey была вынуждена вернуть Испании все 17 тонн монет и другие ценности и компенсировать судебные расходы в размере $1 млн.
- В 2012 году 67-летний автогонщик Росс Хайетт решил заняться поиском сокровищ на затонувших кораблях и основал компанию Argentum Exploration. Спустя 2 года ему удалось найти британский лайнер, который должен был в 1942 году доставить серебро в Южную Африку для изготовления монет. Однако судно обстреляла японская подводная лодка, после чего оно затонуло. В 2017 году Argentum Exploration начала подъем серебра, операция продолжалась шесть месяцев и велась в строгой секретности. Впоследствии выяснилось, что на эти сокровища уже претендовали власти ЮАР, которые решили подать на Argentum Exploration в суд. По итогу Хайетт выиграл дело.
Контекст
На данный момент корабль Endurance и то, что на нем может находиться, не собираются поднимать на поверхность. Однако в исследовании судна могут быть заинтересованы разные страны. Вопрос права собственности на затонувшие корабли регулируется международными законами.
- Страна, которой изначально принадлежало судно, может объявить себя владельцем его обломков, даже если оно затонуло несколько веков назад.
- Однако решение вопроса о правах собственности затрудняется, если судно оказалось в территориальных водах другой страны. Согласно международному праву, у каждого государства есть эксклюзивный суверенитет над своими прибрежными водами, в том числе и над тем, что лежит на их дне. Но это право не распространяется на суда, затонувшие в международных водах.
- При этом существует понятие «суверенного иммунитета». Оно относится к военным и другим государственным кораблям, не занимающимся коммерческой деятельностью. Если такое судно находится в водах другого государства, то его владельцем остается страна, которой оно принадлежало изначально.