Что произошло
В японских соцсетях завирусился флешмоб «суши-терроризм», участники которого должны на камеру облизать чужую еду. Подобные ролики собирают миллионы просмотров, полиция начала задерживать их авторов.
Детали
На фоне популярности «неприятных видео» и резкого спада посещаемости многие заведения общепита в Японии оказались под угрозой закрытия.
Тенденция
Блогеры регулярно «портят жизнь» общепиту. Многие из них рассказывают о том, они обедают в различных заведениях бесплатно или получают скидки. Один из самых популярных лайфхаков — сыграть роль ресторанного гида.
Контекст
В соцсетях часто вирусятся видео с необычными и даже отталкивающими фуд-трендами. В рамках одного из них пользователи ели гнилую пищу.
Что произошло
В Японии полиция впервые задержала «суши-террористов» — компанию из трех человек подозревают в «негигиеничном и оскорбительном поведении» в ресторане. Об этом пишет The Guardian.
- Среди миллионов японских пользователей соцсетей набирает популярность флешмоб, участники которого должны незаметно испортить чужую еду в кайтэн-дзуси — суши-ресторанах, где заказанные посетителями блюда движутся по общему конвейеру. Подобные заведения давно стали визитной карточкой Японии, отмечают СМИ.
- Один из задержанных — 21-летний молодой человек — сделал на камеру глоток соевого соуса из общей бутылки в ресторане кайтэн-дзуси Kura Sushi, находящемся в центре города Нагоя. Также правоохранители задержали еще двоих посетителей заведения — 19-летнего юношу и 15-летнюю девушку, которых подозревают в том, что они тоже участвовали в подготовке, съемке и распространении ролика в Сети.
Такое поведение подрывает основы доверительных отношений, которые мы выстроили с нашими клиентами, и мы искренне надеемся, что понимание того, что такие действия незаконны, удержит других людей от подобных поступков.
Kura Sushi
- В Kura Sushi заявили, что вскоре установят камеры, оснащенные искусственным интеллектом, для наблюдения за столиками клиентов. Эти меры посетители ресторана тоже раскритиковали: гости считают, что руководство ресторана получит возможность «шпионить» за ними.
Детали
Волна суши-терроризма накрыла Японию в начале 2023 года.
- Видео с хештегом #sushiterrorism, на которых участники флешмоба облизывают еду, чашки, тарелки и столовые приборы в кайтэн-дзуси, собирают миллионы просмотров. В комментариях тысячи пользователей пишут, что «никогда больше не пойдут» в подобные заведения.
- По оценке аналитиков, в результате распространения этого флешмоба поток посетителей кайтэн-дзуси серьезно сократился, и индустрия, объем которой оценивается в $5,7 млрд, оказалась под угрозой банкротства.
- Японские рестораторы в попытках успокоить и вернуть клиентов меняют принципы работы. К примеру, cеть ресторанов Choshimaru полностью отказалось от использования конвейерных лент. Однако и это решение многим пользователям не понравилось: они настаивают, что в таком случае заведения больше не могут называться кайтэн-дзуси.
- Помочь вернуть посетителей в конвейерные рестораны также решили некоторые популярные блогеры — они снимают ролики, в которых едят суши в кайтэн-дзуси. Одним из первых подобное видео выпустил автор канала Abroad in Japan британец Стив Брод.
- Некоторые пользователи нашли плюсы в суши-терроризме. «Это не проблема — наоборот, теперь в очереди будет меньше людей, поэтому мне больше не нужно будет заранее бронировать столик, чтобы пойти и поесть, даже в выходные», — иронизирует фотограф Тэцуя Ханеда.
СМИ предполагают, что суши-терроризм — это продолжение популярного YouTube-тренда, известного как «мейваку-дога» или «неприятные видео».
- Ютуберы снимают подобные ролики, чтобы привлечь внимание к конкретной проблеме. К примеру, некоторые из них в супермаркетах поедали на камеру неоплаченные продукты и ходили без маски во время пандемии. Популярностью такие видео теперь пользуются в TikTok и на других платформах.
Тенденция
Блогеры регулярно «портят жизнь» общепиту.
- По мнению маркетологов, сегодня TikTok — наиболее эффективный инструмент продвижения ресторанов: он «превращает просмотры в реальный трафик посетителей». Из-за огромного влияния соцсети некоторые эксперты даже поставили под вопрос актуальность гастрономического гида Michelin.
- Также многие блогеры дают советы пользователям о том, как пообедать в заведении общепита бесплатно или получить хорошую скидку. Например, тиктокер Джошуа Слэвин убедил сотрудников мишленовского ресторана Carbone в Гонконге в том, что он ресторанный критик. «У меня с собой блокнот, и я собираюсь пойти в роскошный ресторан и притвориться критиком, — заявил он в видео. — Посмотрим, изменится ли отношение ко мне». Слэвин забронировал столик и посетил заведение как обычный гость. В какой-то момент он достал блокнот и заметил, что официанты сразу обратили на это внимание. «Я увидел, как официанты начали шушукаться, а позже к моему столику подошел менеджер и протянул мне визитную карточку с номером телефона и попросил позвонить, если мне когда-нибудь понадобится сделать бронь», — рассказал Джошуа. Также ему предложили несколько закусок в качестве комплимента.
- Ролик блогера собрал огромное количество просмотров, под ним также оставили множество комментариев. «Представьте, что все пойдут в мишленовский ресторан, достанут блокноты и начнут делать одно и то же», — написал один из пользователей. «Мне было бы совестно наслаждаться особым отношением к себе, зная, что все бы сложилось иначе, если бы персонал знал правду», — отметил другой.
Контекст
В соцсетях постоянно запускаются и становятся популярны необычные и даже отталкивающие фуд-тренды.
- Один из них — поедание гнилой пищи. Его создателем считается блогер с YouTube под ником sv3rige, который в 2017-м съел банку протухшего мяса. В процессе блогер кашлял и жаловался на то, что ему «трудно проглотить» пищу, но после заявил, что вкус был не таким уж неприятным. Вслед за ним пользователи в соцсетях стали массово снимать видео, на которых они едят испорченные продукты и хвалят их необычный вкус.
- Также среди фуд-блогеров и пользователей популярны видео с поеданием еще живых морских обитателей. Одним из самых просматриваемых в этой категории стал ролик, в котором к лицу девушки присосался осьминог, которого она пыталась съесть живьем.
- Ради просмотров некоторые блогеры даже пытаются съесть животных, находящихся на грани вымирания. В результате стриминговые платформы пригрозили заблокировать аккаунты с подобным контентом, а также роликами о переедании.