Культурный кодДетали

Новая схема движения трамваев в Москве: как она выглядит и где проходят самые живописные маршруты наземного транспорта

Московская трамвайная сеть — одна из крупнейших в мире, ее общая протяженность составляет 170 км. Теперь разобраться в ней поможет специально созданная схема: в ней отмечены все 35 маршрутов трамваев, а также станции метро, парки и главные достопримечательности столицы. 

Первая официальная схема трамвайной сети Москвы

В Москве впервые создали схему всех трамвайных линий столицы. В ближайшее время их начнут размещать на станциях метро рядом с трамвайными остановками, а затем они появятся по всему городу. 

Для удобства пассажиров каждая трамвайная линия выделена отдельным цветом, также на карте обозначены ветки метро, МЦК, МЦД, вокзалы, причалы электрических судов и кольцевые автомагистрали (Бульварное кольцо, Садовое кольцо, ТТК, МКАД). 

В качестве ориентиров указаны крупные парки и главные достопримечательности столицы.

схема маршрутов трамваев Москвы
Фото: transport.mos.ru

Самые красивые маршруты трамваев Москвы

Московские трамваи ежегодно курсируют по 35 маршрутам, пять из которых на новой карте обозначены как наиболее живописные. Они проходят рядом с парками и прудами, сквозь леса и пересекают реки. 


Трамвай А: следует по маршруту Новоконная площадь — Чистые пруды

Это самый известный и уникальный трамвайный маршрут в Москве, запущенный в 1911 году. Москвичи прозвали его «Аннушкой» — по одной из версий, в честь первого вагона, который был украшен образом девушки по имени Анна. Трамвай А проезжает по Чистопрудному, Яузскому и Покровскому бульварам, мимо Третьяковской галереи и Павелецкого вокзала.

трамвай А, Москва
Фото: mos.ru


Трамвай 4: следует по маршруту Бульвар Рокоссовского — Курский вокзал

Это единственный кольцевой маршрут в столице, его протяженность составляет около 12 км. Часть пути проходит по аллеям с вековыми дубами и липами парка Сокольники, другая — по тихим старинным улочкам. 

Трамвай 4, москва
Фото: Неизвестная Москва. История, легенды. / VK

Трамвай 7: следует по маршруту Бульвар Рокоссовского — Белорусский вокзал

Трамвай проезжает вблизи гостиницы «Ленинградская» и через Комсомольскую площадь, а еще делает остановку у гастрономического рынка «Депо» и пересекает Матросский мост, откуда открываются живописные виды на реку и город. 

Трамвай 25: следует по маршруту Останкино — Сокольническая застава

Трамвай начинает движение у Останкинского парка, едет вдоль улицы Академика Королева, проезжая прямо под монорельсом, проходит мимо главного входа ВДНХ и скульптуры Веры Мухиной «Рабочий и колхозница», а заканчивает движение у парка «Сокольники».

трамвай 25, Москва
Фото: mos.ru

Трамвай 39: следует по маршруту Университет — Чистые пруды

Этот маршрут — один из самых протяженных в столице, он не менялся с момента открытия в 1963 году. В пути следования можно увидеть старинные усадьбы, Донской и Свято-Данилов монастыри, Ломоносовский и Ленинский проспекты со сталинскими постройками, а от конечной — дойти пешком до МГУ им. Ломоносова. 

трамвай 39, Москва
Фото: Ватдитай+ / Дзен

Сколько трамваев в Москве

Более 600. Большинство из них ежедневно выходят на линии. Один трамвай способен заменить до 200 автомобилей на столичных дорогах. Он может перевезти до 260 пассажиров, это в 3 раза больше, чем обычный автобус или электробус. Всего же трамваи ежедневно перевозят около 600 тыс. пассажиров. 

Московская трамвайная сеть — одна из крупнейших в мире. Ее общая протяженность составляет 170 км. 

Расписание трамваев в Москве

Средний интервал движения трамваев в столице составляет 10–15 минут, в час пик это время сокращается примерно до 5 минут. 

Ознакомиться с расписанием каждого маршрута можно на официальном сайте департамента транспорта столицы. 

Также следить за движением конкретного трамвая можно через мобильные приложения «Московский транспорт», «Яндекс.Транспорт» и др. 

История московского трамвая

Предшественником трамвая была конка — городская железная дорога на конной тяге. В Москве она появилась в конце XIX века и пользовалась большим спросом у горожан. На первый этаж двухэтажных вагонов можно было попасть за 10 копеек, на верхний уровень («империал») — за 5. Причем подняться на «империал» разрешалось только мужчинам — считалось, что дама в пышной юбке не сумеет подняться по узкой винтовой лестнице, не нарушив правил этикета.

Электрические трамваи появились в столице в 1899 году. Первые вагоны были деревянными и узкими, скамейки в них располагались вдоль салона. Трамваи закупали в Западной Германии и Чехии. С 1909 года появились модели отечественного производства. Одним из самых известных был «фонарный» вагон — с фонарями на крыше. 

В 1920-х начали выпускать металлические вагоны. Одна из запоминающихся моделей того времени — М-36, ее окрестили голубым вагоном из-за цвета корпуса. Подобные трамваи стали шире на 30 см, что позволило поставить мягкие сиденья поперек салона. 

Во время войны трамваи в столице не прекращали работу — даже когда останавливалось метро. 

В 1950-е на маршруты начали выпускать трамваи модели «Татра» чешского производства. На столичных улицах их можно встретить до сих пор, правда с современной «начинкой». 

Столичный трамвайный парк на сегодняшний день в основном представлен современными трехсекционными вагонами «Витязь-Москва» российского производства. Они оборудованы информационными табло, USB-зарядками, кнопками открытия дверей, спутниковой навигацией, климат-контролем и системой видеонаблюдения. 

Новые маршруты московских трамваев 

По словам главы научно-исследовательского и проектного института «Мостранспроект» Владимира Титова, один из ключевых проектов департамента транспорта Москвы — трамвайная линия вдоль проспекта Академика Сахарова. Она позволит впервые создать новые маршруты через центр города, а жители восточных районов смогут добираться на юг и юго-запад столицы без пересадок на метро.

Фото: МосТрансПроект

Еще один важный общегородской проект — трамвайная линия по улице Сергия Радонежского. Участок обеспечит прямой маршрут из восточных районов в центральную часть города, создав удобную связь с Курским вокзалом. 

Фото: МосТрансПроект

Фото обложки: mos.ru

Копировать ссылкуСкопировано