Культурный кодДетали

Никаких больше костей: почему от музеев требуют отказаться от мумий и других человеческих останков

За последнее время многие музеи в США и других странах оказались в центре крупных скандалов, связанных с экспонированием человеческих останков. По мнению правозащитников, выставлять на всеобщее обозрение кости умерших, которые не давали на это согласия, неэтично. 

Что произошло

Американский музей естественной истории решил убрать из экспозиции человеческие останки. Об этом сообщила газета The New York Times со ссылкой на внутренний документ. 

Фото: American Museum of Natural History
  • Коллекция музея насчитывает порядка 12 тыс. человеческих останков и предметов, сделанных из костей людей. Среди них — скелеты коренных народов и рабов, извлеченные из могил, а также тела жителей Нью-Йорка, умерших в 1940-х годах.
  • Помимо решения убрать останки, музей намеревается «‎улучшить условия их хранения»‎ в специально отведенных для этого помещениях. Кроме того, с привлечением антропологов в музее намереваются установить точное происхождение костей.
Фото: New-York Tribune
  • Дело в том, что в адрес учреждения поступает много критики относительно законности и этичности хранения подобной коллекции.

Самое важное, что мы должны сделать в будущем — это найти ответы на вопросы о том, что именно находится в этой коллекции.

Шон М. Декейтер
президент музея 

Детали

  • В коллекции Нью-Йоркского музея сейчас находятся останки 2,2 тыс. коренных американцев, которые по закону должны были репатриировать потомкам более 30 лет назад. В общей сложности музей вернул останки лишь 1 тыс. человек. Из-за медленных темпов выполнения обязательства на него обрушился шквал критики. В музее же заявили, что установление происхождения костей требует много времени. Кроме того, он отказался вернуть некоторые останки, сославшись на их огромный возраст, который не позволяет определить, какому именно племени нужно их репатриировать.
  • Вторая часть коллекции включает в себя останки пяти чернокожих людей, которые были выкопаны на манхэттенском кладбище для рабов в 1903 году.
  • Третий «‎набор»‎, известный как «‎медицинская коллекция»‎, включает останки примерно 400 жителей Нью-Йорка (в основном бедных), которые умерли в 1940-х годах и чьи тела первоначально были переданы медицинским школам, а затем — музею. По мнению некоторых ученых-правоведов, это было незаконно. Газета отмечает, что одна из проблем, стоящих перед музеем, — это то, что у людей, чьи кости находятся в «‎медицинской коллекции»‎, вполне могут быть живые родственники. 

Тенденция

За последние несколько лет многие известные музеи также решили предпринять меры относительно своих коллекций человеческих останков и вернуть их на родину.

  • В 2020 году Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета обязался перезахоронить или передать потомкам 55 черепов чернокожих рабов из Гаваны и США. Они находились в личной коллекции антрополога Сэмюэля Джорджа Мортона, который пытался доказать идеи превосходства белой расы. Пенсильванский университет приобрел его коллекцию в 1966 году, всего она содержала 1,3 тыс. черепов людей разных рас. В 2020-м студенты университета потребовали захоронить останки, чтобы положить конец расизму. Музей археологии и антропологии Пенсильванского университета извинился за «неэтичное владение» человеческими останками.
  • В 2021-м Пенсильванский и Принстонский университеты опубликовали извинения перед родственниками погибшей в результате взрыва 1985 года чернокожей девочки, останки которой хранились в коллекциях вузов, а также использовались в исследованиях и учебном процессе. Семья ребенка не только не давала согласия на их присвоение университетами, но и не знала о местонахождении костей.
  • В 2020 году Музей истории человечества в Париже вернул Алжиру черепа 24 борцов за свободу. Они были обезглавлены во времена, когда страна была французской колонией. Черепа доставили в аэропорт столицы. Во время торжественной встречи на аэродроме был выстроен почетный караул и прогремел салют. На ней присутствовал президент страны Абдельмаджид Теббун. 
  • В июле 2022 года лондонский Музей естественной истории вернул в Новую Зеландию 111 комплектов останков (черепа, челюсти, кости, несколько полных скелетов) представителей народа мориори и два комплекта останков представителей народа маори.
  • У правозащитников возникают вопросы даже по поводу мумий. Например, в музее школы дизайна Род-Айленда в Провиденсе с 1938 года находилась древняя мумия египетского жреца по имени Несмин, которой порядка 2 тыс. лет. Как отмечают СМИ, экспонат, завернутый в ткань и лежавший рядом со своим гробом, пользовался огромным успехом у посетителей. Но в апреле 2014 года его переложили в более заметный центральный зал, в результате чего возникли споры — некоторые критики назвали выставку оскорбительной. Одна исследовательница с египетскими корнями сказала, что она была «‎поражена тем, что ей пришлось увидеть одного из своих предков, который был выставлен таким образом»‎. Она отметила, что «‎хотела бы возложить цветы»‎ древней мумии. В результате в 2018 году Несмина положили в гроб, отказавшись от открытой демонстрации тела.

Почему это происходит

  • Музеи в США и других странах сталкиваются со все большим количеством вопросов и критики, связанных с их коллекциями. По словам экспертов, многие хранящиеся в них останки приобретались во имя евгеники и других научных теорий, которые «‎доказывали»‎ превосходство белых над другими расами.

Это предки, а в ряде случаев жертвы жестоких трагедий или представители групп, подвергшихся эксплуатации или насилию с нашей стороны. Их порабощение продолжается и после смерти, учитывая, как с этими телами обращались в рамках научных исследований.

Шон М. Декейтер
президент музея 
  • В эпоху колонизаторов человеческие останки изымали с поля боя, также их выкапывали из могил. За последнее время представители пострадавших народов и правозащитники все активнее выступают с требованиями о возвращении останков на их родину и запрете выставлять кости людей на всеобщее обозрение. По их мнению, это неэтично. Они отмечают, что люди и их родственники не давали разрешения на то, чтобы их останки становились чьей-то собственностью.
  • Другие же эксперты говорят о том, что такие экспонаты действительно позволили провести большое число важных исследований. Например, недавно в Кливлендском музее естественной истории проанализировали останки около 100 людей, чтобы лучше изучить смертность от гриппа 1918 года. Исследование показало, что по сравнению с людьми, умершими до пандемии, кости больных гриппом были более хрупкими. Это указывает на то, что хронически больные люди имели больше шансов умереть.

Фото обложки: New-York Tribune

Копировать ссылкуСкопировано